Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

Темы

Discussions in English ... 52
equestrian.ru ... 188
Ветеринария ... 648
Вольтижировка ... 9
Вопросы начинающих ... 72
Выездка ... 279
Выставки ... 29
Где покататься ... 248
Драйвинг ... 29
Ипподром ... 32
Клубы ... 208
Коневладельцам ... 431
Конкур ... 236
Коннозаводство ... 98
Конный туризм ... 434
Личное ... 123
Лошади за рубежом ... 45
Лошади и дети ... 71
Паралимпийский спорт ... 3
Помощь лошадям ... 280
Пробеги ... 11
Разное ... 3771
Рейнинг ... 4
Снаряжение ... 268
События ... 693
Тренинг ... 55
Троеборье ... 22
Уголок художника ... 32
Фото ... 326
Юмор ... 47
Юридическая консультация ... 10
Автор: Ирина Миронова, 26 декабря 2013 г. в 11:54

Русская кавалерия накануне Первой мировой войны.

русская кавалерия
«русская кавалерия» на Яндекс.Фотках

До начала 20 века, в России, которая вообще то, являлась великой конной державой, не имела сложившейся системы подготовки коня и всадника. С приходом генерального инспектора кавалерии Великого князя Николая Николаевича, ситуация изменилась до неузнаваемости.

Была создана Высшая кавалерийская школа, была реформирована система подготовки кавалерии. В первую очередь он сломал, плац парадное мышление, и сделал кавалерию высокоподвижным и маневренным видом войск. Ставка на скорость движения, делалась с целью уменьшения потерь от скорострельного оружия, и вражеской артиллерии. С этой целью стали закупаться высоко аллюрные лошади, перед подразделениями стали ставиться задачи по скоростному движению по пересеченной местности, с темпом 5 верст, в 10 минут. Перед конными заводами стали ставиться задачи, по выведению высокоаллюрных лошадей.
Если говорить о личном составе русской кавалерии, то он по праву по уровню индивидуальной выучки являлся одним из лучших в европейских армиях.
Единая система подготовка кавалерийских офицеров, подбор кандидатов из лучших семей России, четкая внутренняя иерархическая система, создало офицерский корпус, который был способен решать любые тактические задачи. Офицеры, прошедшие военные училища, были действительно кавалерийскими офицерами высокого класса, любящими свой род войск и гордящиеся своим родом войск. Они умело передавали свои знания нижним чинам, унтер - офицерам, и вахмистрам.
Кавалерийские части, были весьма устойчивы в смысле дисциплины, и боевых качеств. Этому способствовал дух элитарности, и сплоченности, всех чинов полка, вне зависимости от происхождения.
Русская кавалерия перед Первой мировой войной, оказалась сильнейшей, в Европе. Первые же боестолкновения с кавалерией противника выявили преимущество русского кавалериста в боевой выучке, как в конном, так и в пешем строю. Как германские, так и австрийские кавалеристы, избегали прямых стычек с нашей кавалерией, поскольку проигрывали ей по всем параметрам.

До 1898 года обучение в школе не было обязательным, офицеры определялись туда по своему желанию. Николай Николаевич Младший ввел новое правило: все кандидаты на получение эскадрона должны были пройти в школе двухлетний курс обучения (выездка, вольтижировка, рубка, ковка, фехтование, иппология, тактика и стратегия) и сдать экзамены. Затем обязательную стажировку в школе в течение трех месяцев заставили проходить и штаб-офицеров — кандидатов на должности командиров кавалерийских полков.
На должность главного инструктора верховой езды был приглашен известный в Европе наездник Джеймс Филлис. С 1898 по 1909 год он преподавал в Офицерской кавалерийской школе и носил мундир полковника русской армии. Его книга «Ос¬новы выездки и езды» была переведена и издана в России. Система Филлиса оказала огромное влияние на под¬готовку всей русской кавалерии, многие ее положения вошли в Устав 1912 года. За свои труды Дж.Филлис был награжден орденом св.Станислава 3-й степени. Многочисленные его ученики служили потом и в красной коннице, а книга переиздавалась в 1936 году.
Основным экзаменом в школе был экзамен по верховой езде. Для офицеров устраивалась парфосная охота (в лесу, со сворой гончих собак, идущих по следу зверя). Она длилась около 40—50 минут, в течение которых надо было на галопе преодолеть 15—20 препятствий самого разного вида. Экзамен этот выдерживали не все. Особенно трудно было штаб-офицерам, которые за годы службы в армейских полках зачастую утрачивали навыки наездников и превращались в военных администраторов.
Высшее командование всячески поощряло занятия конным спортом в полках. К началу XX века относится дебют русских офицеров-кавалеристов на международных соревнованиях. Так, в 1902 году в Турин на соревнования конкуристов ездил корнет Кавалергард¬ского полка Александр Родзянко. За¬тем в 1910 году в Лондоне ротмистр Бертрен выиграл первый приз — Канадский кубок. В 1911 году штабс-ротмистр фон Эксе повторил его успех. Но настоящим триумфом стали выступления русских кавалеристов в Лондоне в 1912, 1913 и 1914 годах, когда они трижды добивались победы и получили Кубок короля Эдуарда VII в свою собственность. В команду входили офицеры гвардейской кавалерии братья А. и П. Родзянко, Д. фон Эксе, Д. Иваненко. Павел Родзянко, поручик Кавалергардского полка, стажировался в Пинерольской школе у известного итальянского наездника капитана Каприлли. По возвращении в Россию в 1911 году он написал книгу «Итальянская кавалерийская школа и новый метод полевой езды и обучение ей», в которой изложил все подробности системы капитана Каприлли. Освоив эту систему, русские конкуристы смогли победить своих соперников в Лондоне.
Регулярно конноспортивные соревнования для кавалеристов устраивались и в России. Традиционными были Красносельские скачки, которые по своим особенностям напоминали современное конное троеборье. Зимой в Михайловском манеже в Санкт-Петербурге про-водили состязания по конкуру. Разно¬образные соревнования (стипль-чезы, гладкие скачки, вольтижировка, рубка лозы) для солдат, унтер-офицеров и офицеров входили в программу ежегодных полковых праздников...
Как и вся Россия, готовясь отметить в 1914 году столетие со дня рождения М. Ю. Лермонтова, воспитанники Николаевского кавалерийского училища решили поставить ему достойный памятник в сквере своего училища на Ново-Петергофском проспекте.
Чтобы собрать средства на сооружение памятника, юнкера училища, с разрешения начальства, три дня подряд устраивали в Михайловском манеже конноспортивные праздники. Билеты продавались от 50 копеек и выше, некоторые, зная, куда пойдут эти деньги, платили за билет 10-15 рублей.
На этих праздниках юнкера показывали своё искусство в вольтижировке, джигитовке и других упражнениях на конях и гимнастических снарядах. Многие номера выполнялись настолько красиво и легко, что превосходили трюки цирковых артистов. Были показаны лихая рубка, стрельба на полном скаку в цель, всякие упражнения с пиками, живые пирамиды на конях. Было показано "живое солнце", когда юнкер вертелся на пике, которую держали два юнкера, скачущие на лошадях.
Были разные игры - "Белой и Алой розы", в "лисичку", когда юнкера разделялись на группы и якобы вели войну. Некоторые молодцы превосходили сами себя и удивляли зрителей своей ловкостью. Были показаны конные карусели , а под конец - парадный выезд в исторических формах кавалерии. Народ ломился на эти праздники, публика не только сидела, но и стояла в проходах. Гремели оркестры, аплодисменты, крики - браво, брависсимо, бис.
В конце 1913 года на Новопетергофском проспекте перед главным фасадом здания Николаевского кавалерийского училища состоялась торжественная закладка памятника Лермонтову. Из-за начавшейся Первой мировой войны открытие памятника Лермонтову пришлось отложить. Состоялось оно только 9 мая 1916 г.
Материал предоставлен: Владимиром Киселёвым
Русская кавалерия накануне Первой мировой войны.

Ключевые слова: лошадь, история, русская кавалерия, кавалеристы, Первая мировая война, русская армия

ОБСУЖДЕНИЕ