Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

СТАТЬЯ

Дамская езда.

30 января 2004

Часть 3.

Автор: Виолетта ДЕГТЯРЕВА

Статья опубликована в журнале «Коневодство и конный спорт» № 6 за 2003 год

ПОСАДКА В СЕДЛО

Садиться в дамское седло нужно всегда либо с возвышения, на которое забирается всадница перед тем, как сесть в седло обычным способом, либо с помощью помощника, который ее подсадит.

Существует несколько способов подсаживания амазонки и несколько способов «приземления» в дамское седло. Однако для начинающих удобнее и безопаснее сначала садиться как в обычное седло, а затем перекидывать правую ногу через шею лошади.

При подсаживании амазонка должна стоять лицом к седлу и на таком расстоянии от переднего края седла, чтобы при приземлении не попасть на передние луки или слишком близко от них. Правой рукой при этом амазонка держится за заднюю луку, а левой – за переднюю верхнюю.

Для того, чтобы подсадить амазонку, помощник должен стоять, согнув колени и чуть выставив вперед правую ногу, и, держа амазонку за ее согнутую в колене левую ногу, на счет «три» поднять ее вверх. При этом амазонка на руках подтягивается вверх, разворачивается и садится на заднюю часть дамского седла как при обычной езде. Затем, убедившись в том, что она сидит по центру, амазонка, не меняя положения тела, перекидывает правую ногу через шею лошади и поправляет передник, если таковой имеется.

ШАГ, РЫСЬ, ГАЛОП

Все аллюры, начиная с шага, рекомендуется поначалу делать только ездой направо. Посылают лошадь одновременно воздействуя левым шенкелем и хлыстом с правой стороны. Необходимо следить, чтобы левая нога при этом не уходила от колена вверх и не старалась прижаться к боку лошади, поскольку в первом случае теряется необходимое равновесие, а во втором левое колено отходит от бока лошади и рискует выскочить за пределы нижней луки. Левое бедро при езде не должно ни упираться в нижнюю луку, ни выходить из-под нее. Также важно, чтобы правое колено не поднималось и не выходило за пределы верхней луки, а было плотно прижато к телу лошади в точке опоры.

Руки амазонки находятся по обе стороны правого бедра либо, в случае хорошо выезженной лошади, в подоле. При этом руки движутся вместе с головой лошади, поддерживая легкий контакт со ртом.

Перед посылом в рысь или галоп всадница делает полуодержку. Принцип воздействия седалища и поясницы в дамском седле аналогичен езде в обычном седле: расслабленные седалище и поясница сопровождают движение, «блокирование» седалища и поясницы заставляют лошадь прислушаться, более сильный «блок» вместе с воздействием левым шенкелем, хлыстом справа и натяжением поводьев приводят к остановке лошади.

На рыси в дамском седле амазонка, как правило, не облегчается. Но при длительной езде рысью важно и полезно уметь облегчаться. На облегченной рыси амазонка привстает не на стремени, а на правом бедре, при этом делает движение вперед и чуть вправо – так, что при желании может увидеть правое плечо лошади, а затем возвращается назад. При этом укрепляются мышцы правой ноги, обеспечивающей надежную опору в чрезвычайных ситуациях, на галопе и при прыжках. Левое колено и левое бедро на облегченной рыси плотно прижаты к боку лошади.

Также как и при обычной езде на учебной рыси, всадница амортизирует ягодицами и поясницей так, чтобы плечи, спина, шея и голова «не дергались» вверх-вниз и находились на одной прямой линии, не теряя при этом своей гибкости и упругости. Поскольку рысь – не самый удобный аллюр в дамском седле, иногда начинающей амазонке лучше после шага сразу попробовать перейти на наиболее удобный аллюр – галоп.

Посыл в галоп при езде направо – стандартный, при езде налево в галоп можно послать, выставив вперед левую ногу и воздействуя хлыстом на правый бок лошади в том месте, где при обычной езде находится правый шенкель. Заменить воздействие правой ногой можно воздействием левой стороной седалища в то время, когда лошадь выносит переднюю левую ногу: всадница воздействует левым седалищем, посылая лошади команду сделать первый такт галопа с правой задней ноги.

На галопе амазонка поясницей сопровождает движения лошади. Руки идут «вниз и вперед», затем «вверх и назад», обеспечивая легкий контакт со ртом лошади. Сама всадница не должна сильно наклоняться внутрь ни при посыле в галоп, ни на самом галопе. В любое время движения позвоночник амазонки должен быть расположен перпендикулярно позвоночнику лошади, а плечи – параллельно плечам лошади. При езде налево необходимо уделять особое внимание положению правого плеча: следить, чтобы корпус не был слишком повернут в сторону движения.

На полевом галопе руки должны быть поданы вперед и находиться по обе стороны правого колена, однако это не означает удлинения поводьев: в любой момент всадница должна быть в состоянии воздействовать на лошадь поводом, чуть подав тело назад. На полевом галопе амазонка лишь слегка подается вперед, не прогибая при этом поясницу. Также важно правильное положение правой ноги, обеспечивающее опору всаднице, если лошадь споткнется, упадет или выйдет из повиновения.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ

Преодоление препятствий в дамском седле не сильно отличается от их преодоления в обычном. Обучение нужно начинать на хорошо управляемой и опытной лошади, переступая одиночно лежащие палки, затем переходить к кавалетти. При этом амазонка учится наклоняться вперед, не прогибаясь в пояснице и не отрывая седалище от седла. Спина остается прямой, без прогиба в пояснице, руки подаются вперед параллельно гриве. Очень важно «сложиться» от бедер во время отталкивания, а не раньше, чтобы не помешать лошади вынести перед и самой не стукнуться грудью о луки, но и не позже, чтобы не отстать и не быть «выдернутой» поводьями вперед, если только вы не сообразите ослабить натяжение повода или отдать его столько, сколько нужно лошади.

Левое плечо при прыжке стремится к правому колену, и уж если амазонка и вынуждена посмотреть вниз, то только направо. В идеале она должна все время смотреть вперед.

Необходимо помнить, что нижняя, «прыжковая» лука и «аварийный захват» не всегда используют при прыжках, а только в чрезвычайных ситуациях, чтобы не сползти на шею лошади. Самое главное на прыжках – опора правой ногой.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДАМСКОЙ ЕЗДЫ

Что дает езда в дамском седле?

Во-первых, это достаточно безопасный и практичный способ езды, позволяющий наслаждаться ею и в юном, и в преклонном возрасте – долго после того, как ее оставят женщины, ездящие в обычном седле. В Англии нередко встретишь амазонку за 70, которая принимает участие в конной охоте.

Во-вторых, только так достижима устойчивая посадка, при которой всадница может ни при каких обстоятельствах не хвататься, а тем более, «не висеть» на поводе. То, что рукой амазонка действует мягче обычного всадника, стало общепризнанным фактом.

В-третьих, при наличии базовых навыков верховой езды любая всадница уже на первом занятии в дамском седле может освоить рысь и даже галоп. На освоение азов потребуется в среднем не больше пяти-шести уроков. Многие инструкторы отмечают, что человек, никогда не ездивший на лошади, быстрее научится ездить в дамском седле, чем в обычном.

В-четвертых, это благородно и элегантно, показатель определенного статуса. Недаром на протяжении веков так ездить могли себе позволить только коронованные особы и аристократки. Во время примерки своей первой амазонки, оказавшись в седле и проехав несколько кругов шагом и рысью, на вопрос «Ну, как ты себя чувствуешь?» я ответила: «Богато». Именно богато, поскольку в дамском седле меня уже не смущали такие мелочи, как костюм за 300 фунтов, что само по себе было значительной суммой для студентки, а только светская жизнь и прочие глупости, присутствовавшие в жизни аристократок прошлого.

В-пятых, это безумно красиво, это всегда привлекает внимание и даже завораживает. Неизгладимое впечатление произвело на меня показательное выступление членов Британской ассоциации дамской езды в Ньюмаркете в декабре 2002 года. Некоторые из амазонок были одеты в костюмы прабабушек, сшитые еще в XIX веке. Но особенно меня поразило то, насколько легко и непринужденно сидела в седле одна из всадниц, чья лошадь внезапно начала нервничать, прыгать из стороны в сторону и «козлить». Такое спокойствие и уверенная посадка вызвали восхищение не только у меня, но и у всей публики, буквально взорвавшейся бурей аплодисментов.

В-шестых, это дополнительный стимул и возможность показать себя и лошадь в новых видах соревнований, ведь в дамском седле можно заниматься всеми видами конного спорта без исключения. Учитывая непрерывно возрастающее количество участников любительских соревнований по выездке и конкуру, нетрудно предположить, что перспективным направлением будет проведение аналогов английских соревнований типа «Лучшая прогулочная лошадь», «Лучшая дамская лошадь», «Наиболее гармоничная пара всадница-лошадь», «Лучшая всадница», в котором оцениваются навыки всадницы, а не движения лошади, «Лучший исторический костюм», где амазонка выступает в костюме соответствующей эпохи, и т.д. Такие соревнования заметно разнообразили бы жизнь конников-любителей нашей страны.

В-седьмых, это просто удобно: ведь дамское седло было изобретено именно для женщин и на протяжении веков дамы ездили так, потому что именно так им было наиболее комфортно. Кстати, во многих странах люди ездят, свесив обе ноги на один бок, если это позволяет седло. Кроме того, многие всадницы, и автор статьи среди них, в дамском седле ездят лучше, чем в обычном.

А есть ли какие-нибудь неудобства? Все ли женщины, получившие возможность ездить в дамском седле, спешат избавиться от обычного? Ответ «да» на первый и «нет» на второй. В серьезных соревнованиях по конкуру амазонка, выступающая на седле, которое минимум в два раза тяжелее обычного, будет проигрывать по времени. А крутые левые повороты будут представлять для нее неоправданный риск. Кроме того, некоторые всадницы считают, что в дамском седле они не чувствуют лошадь: и сидишь выше, и центры тяжести не совпадают, и ногами лошадь не обхватываешь, хотя именно эти «минусы» и обеспечивают амазонке независимость от резких движений лошади. Более того, английская королева Елизавета II в свободное время предпочитала ездить верхом именно в обычном седле, хотя на все официальные выезды и парады выезжала в дамском.

Существуют предрассудки, некоторые из которых дошли до нас из глубины веков, например, то, что дамская езда приводит к искривлению позвоночника. Именно поэтому юные леди в прошлые века ездили попеременно в дамском седле то с луками налево, то с луками направо. Действительно, старая конструкция дамского седла приводила к тому, что всадница сидела лицом к левому плечу лошади и ей приходилось искривлять позвоночник, чтобы держать свои плечи параллельно плечам лошади. Современная конструкция дамского седла позволяет сидеть параллельно плечам лошади, не искривляя позвоночник: при правильной посадке позвоночник всадницы находится перпендикулярно позвоночнику лошади и сзади ее посадка ничем не отличается от посадки в обыкновенном седле.

Другой предрассудок, что дамская лошадь должна быть специально обучена. Но это – явный пережиток викторианской эпохи, когда считали, будто дамский конь вообще не должен переходить в рысь, а двигаться только шагом или галопом только с правой ноги. При повороте налево лошадь переводили на шаг, поворачивали, а затем опять поднимали в галоп. Кроме того, выездка средней лошади в те времена оставляла желать лучшего, большинство дам ездили по пересеченной местности очень осторожно и только в сопровождении мужчин либо в парке на светских раутах. Лошадь для дамы выезжали до такой степени, чтобы сделать ее максимально безопасной для всадниц, которых сегодня мы бы назвали начинающими. Ездить галопом и преодолевать препятствия дамы начали только в 1870-х, когда австрийская императрица Елизавета своим примером сделала конную охоту приемлемым времяпровождением для дам. Действительно, шаг и галоп – самые удобные аллюры не только при езде в дамском, но и в обычном седле.

Итак, в обычном седле женщины массово начали ездить после второй мировой войны большей частью по причине дешевизны и доступности обычных седел и только во вторую очередь, чтобы доказать свое равноправие. Сегодня в конных видах спорта женщины соревнуются на равных, так почему бы не вернуться к более комфортной езде? Ведь новое – хорошо забытое старое.

Автор надеется получить отклики от потенциальных членов российской ассоциации дамской езды по адресу: cheeter@rol.ru

Сайты по теме
Британская ассоциация
Австрийская ассоциация
Международный журнал о дамской езде

Фото предоставлены компанией 'Pleasure Prints' и Британской ассоциацией дамской езды.

ОБСУЖДЕНИЕ