Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

СТАТЬЯ

Движение друг к другу

3 августа 1999

Движение друг к другу

Кто хоть раз сидел на лошади или даже угощал ее с ладони, помнит ощущение восторга и радости в этот момент. Вспоминаю день, когда впервые я помогал конюху поить коней и был счастлив от того, что они выпивали целое ведро, а не два-три стакана, как я думал раньше. Многие из читателей давно общаются с лошадьми и конечно не испытывают уже подобных ощущений, но начинали мы все с этого.

Любителю лошадей можно не объяснять термин "иппотерапия", так как если он не встречал такого слова, то догадается: "иппо" - лошадь, "терапия" - лечение. Иппотерапия - лечение человека посредством лошади. Наши подопечные - дети-инвалиды, занимаются в Оздоровительном конном центре "Солнечный остров" и имеют как физические, так и умственные нарушения. Сейчас "Солнечный остров" скорее детский реабилитационный центр, чем конный, так как своих лошадей пока нет, а бесплатно дает нам их для занятий конный центр "Простор", за что ему большое спасибо. Также хочу поблагодарить еще две компании, двух людей, которые нам помогают - это директор магазина "Компьютерный мир" Татьяна Сергеевна Валуйская, предоставившая компьютер для обработки данных с результатами занятий, а также пейджинговая компания "Экском" и ее директор Владимир Леонидович Дудин, давший возможность родителям и детям связываться с нами. За три года работы "Солнечного острова" у нас занималось более 120 детей.

О влиянии лошади на тело человека, на его мышцы и суставы много написано в научно-популярной и периодической литературе. Сегодня мы затронем тему воздействия этого прекрасного животного на психо-эмоциональную сферу человека с нарушением интеллекта. В качестве примера рассмотрим ребенка с диагнозом аутизм, так как это одна из распространенных патологий с которой к нам приводят детей. Краткая характеристика аутиста - необщителен, замкнут, невнимателен, избегает физических контактов (рукопожатий, похлопываний), боится всего нового. Результатом такого поведения является плохая обучаемость, отказ от получения новых знаний, а следствием - задержка в развитии и формирование вторичной умственной отсталости, т.е. ребенок не приобретает даже тех знаний и навыков, которые его мозг в состоянии усвоить.

Создать новый метод обучения помогла лошадь. Несмотря на то, что аутисты плохо контактируют с людьми, они могут с интересом общаться с лошадью. Возможность сесть на нее верхом, приятные ощущения от поглаживания теплой морды, гривы и тела - все это помогает установить контакт ребенка и животного. С этого момента начинается процесс обучения - получение новой информации через зрение, слух, тактильные ощущения, и проявление ответных положительных эмоций.

Задача инструктора, который в этот момент находится рядом - установить контакт с человеком посредством лошади. Просьба погладить, почистить или покормить коня воспринимается детьми не как задание, а как возможность получить приятные ощущения. Постепенно, через несколько занятий, подопечные начинают доверять инструктору, так как все предложения инструктора позитивны и приятны. В дальнейшем упражнения усложняются, но дети видят в этом лишь продолжение игры, а не урок с преподавателем.

Родители отмечают, что многие физические упражнения, которые дети отказываются выполнять на уроке физкультуры в школе, на лошади они делают с большим удовольствием. Таким образом, результат достигнут - занимаясь верховой ездой, наш подопечный уже не замыкается в себе, а активно взаимодействует с окружающим миром. Он вышел из информационного вакуума, покинул свой маленький закрытый мирок и готов к общению и обучению.

Следующий этап - групповые занятия, на которых ребята взаимодействуют друг с другом, участвуют в играх и выполняют сложные упражнения совместно. Для развития памяти, например, хорошо проводить конкурсы по запоминанию частей амуниции или строения лошади. Для развития зрительной памяти и ориентации в пространстве - езда с закрытыми глазами. Для развития слуха - езда на звук колокольчика. Для развития мелкой моторики (пальцы, кисти рук) - занятия с мешочками с разными наполнителями (овес, песок, опилки, семена). Со стороны подобные занятия смотрятся весело, но легкость в общении с подобными детьми достигается только грамотной работой инструктора.

Инструктор по иппотерапии (лечебной верховой езде) должен быть хорошим педагогом, психологом, знать основы медицины, уметь ездить верхом, быть физически подготовленным и пройти курс специального обучения. Но кроме того, это должен быть человек творческий, отзывчивый, так как любое занятие не похоже на предыдущее, а наши дети требуют к себе особого внимания, понимания и уважения. Только в этом случае ребенок получит через лошадь частичку здоровья и радости.

Владислав Самарский
Председатель Совета центра "Солнечный остров"
Email: sunisl@solaris.ru

ОБСУЖДЕНИЕ