Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

СТАТЬЯ

Безопасность превыше всего

26 января 2008

19 января в Копенгагене прошел международный форум по безопасности троеборья, на котором обсуждался один основной вопрос – как уменьшить риск трагических несчастных случаев, которых было слишком много в 2007 году. 80 делегатов из 22 стран пришли к общему мнению, что обучение спортсменов, научные исследования, статистика и улучшение коммуникаций должны помочь троеборью стать более безопасным видом спорта.

Автор: Е.Штатнова

Для того, чтобы свести количество несчастных случаев к минимуму, и даже вовсе исключить их, необходимо прежде всего знать их причины. Статистика, которая собирается национальными федерациями и передается в FEI, показывает, что максимум инцидентов случается на соревнованиях начального уровня, когда высота препятствий достигает 110-115 см и увеличивается скорость движения по маршруту. Однако, существующая система сбора данных не включает себя информацию по стартам национального уровня, а также массу других данных, важных прежде всего для кросс-дизайнеров. На апрельском Бюро FEI будет обсуждаться вопрос усовершенствования системы сбора статистики, и национальные федерации должны быть готовы к увеличению объема работ в этом направлении.

Представители федераций Великобритании, Нидерландов и Эквадора представили свои национольные программы и исследования, которые проводятся в области разработки безопасных препятствий и защитного снаряжения для спортсменов.

Оживленные обсуждения вызвал доклад представителя Эквадора и демонстрация новой модели защитного протектора. Особенностью этого протектора являются уникальная система защиты шеи спортсмена при падении. От седла к протектору идет шнур, который обрывается при падении, и из протектора выбрасываются «подушки безопасности», защищающие шею. Поверхность протектора выполнена из пластмассы, по которому проскальзывает копыто лошади, если она наступает на всадника. Докладчик также представил проект разрушаемых препятствий, сделанных по принципу конструктора LEGO. При сильном ударе они рассыпаются, и падения лошади с переворотом не происходит.

Делегация федерации Нидерландов рассказала о безопасных жердях, которые используются на соревнованиях национального уровня в этой стране. Безопасные жерди размещаются в верхней части препятствия, они делаются из особого материала, напоминающего картон, сверху покрыты водонепроницаемым составом. Финансирование производства этих жердей происходит за счет увеличения на 2.5 евро стартовых взносов на национальных турнирах. Система доказала свою эффективность, так как количество несчастных случаев при использовании таких жердей значительно сократилось.

Программы безопасности включают в себя не только научные исследования и разработки нового снаряжения, но и административные меры, о которых рассказали делегации Франции, Швейцарии и Швеции. Например, во Франции принята система квалификации спортсменов для соревнований всех уровней. Кроме того, соревнования начального уровня проводятся по следующей схеме: выездка, конкур, кросс. Маршруты и высоты конкура усложняются, и за счет этого происходит фильтрация спортсменов, которые неуверенно прыгает через препятствия. На кроссе введены ограничения по скорости (на начальном уровне высота препятствий 90 см, скорость 450 м/мин). Если спортсмен проезжает дистанцию быстрее установленного времени, ему начисляют штрафные очки (если разница между оптимальным временем и временем спортсмена более 15 сек).

Национальная федерация Швеции дополнительно ко всем вышеизложеным мерам использует зачетные книжки спортсменов, где фиксируются результаты, достигнутые квалификация и штрафы. При количестве участников в турнире более 100, удваивается количесто официальных лиц на турнире. С 2009 года кроссы будут обслуживаться только сертифицированными судьями на препятствиях и контролерами. На каждом турнире назначается представитель спортсменов, который имеет полномочия решать спорные вопросы с судейской коллегией от имени спортсменов. Разработаны дополнительные конкурные квалификации для троеборцев, то есть для участия в соревнованиях по троеборью, спортсмен должен получить квалификацию на соревнованиях по конкуру с высотой препятствий на 10 см выше, чем будет в троеборье (например, для турниров CNC*** нужно получить на соревнованиях по конкуру в маршруте 130 см не более 4 шо).

Во второй половине дня участники форума получили возможность более детально обсудить вопросы повестки дня и сформулировать предложения, которые поступят на обсуждение в комитет FEI по троеборью.

Судьи под руководством Эндрю Гриффитса (Великобритания), технического делегата FEI, предложили отменить систему предупредительных желтых флагов, и оставить только красные, а также чаще использовать начисление 25 штрафных очков за опасную езду. Главная судейская коллегия должна назначать официальных лиц, наделенных полномочиями останавливать всадников на кроссе. Все также одобрили идею записать примеры опасной езды на ДВД и использовать фильм в обучающих целях для судей и официальных лиц. Йоги Бреснер (Швеция), менеджер команды Великобритании, предложил пересмотреть форму медицинских карточек спортсменов и включить туда больше полезной информации, а также обращать больше внимания на обучение судей на препятствиях. В обязательном порядке они должны уметь оказать первую помощь спортсмену и знать, что делать в критической ситуации.

Список предложений от кросс-дизайнеров был самым длинным, его озвучил Марк Филлипс (Великобритания), тренер команды США. Переносные препятствия должны жестко крепиться к грунту. Безопасные штифты являются единственным на данный момент приспособлением, обеспечивающим безопасность препятствий на кроссе и не противоречещим с духом спорта. Они рекомендуются к максимально широкому использованию.В настоящее время безопасные штифты широко применяются на кроссах в Великобритании и США. Кросс-дизайнеры также предложили Определить максимальное количество прыжков на кроссах CIC как 1 прыжок на 100 м дистанции. На CCI – то же, плюс пять дополнительных прыжков. На соревнованиях категории CCI 1|2* - 1 прыжок на 120-135 м.

Безусловно, на форуме было высказано много интересных идей, а какие из них будут приняты к включению в следующую редакцию троеборных правил, покажет время. Многие выступавшие на форуме, высказывали мысль, что, хотя обучение спортсменов и официальных лиц остается приоритетной задачей, всадники должны понимать, что троеборье является опасным видом спорта и относиться к подготовке лошадей и себя лично с максимальной серьезностью.

В заключительном обращении к участникам форума его ведущий, олимпийский чемпион Дэвид о’Коннор, сказал: «Сегодня было сказано много интересного. Обучение спортсменов и ответственность спортсменов – это главные вехи на пути к безопасному спорту. Мы не должны настороженно относиться к новым идеям в строительстве препятствий, к экспериментам с разрушающимися конструкциями, которые определенно снижают риск травматизма. Я прошу представителей национальных федераций максимально серьезно отнестись к совершенствованию сбора данных и прямых коммуникаций с FEI, а также к внедрению программ безопасности в ваших странах!»

ОБСУЖДЕНИЕ