Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

СТАТЬЯ

Искусство верховой езды

8 апреля 1999

Предлагаем вниманию читателей некоторые главы из книги Н. Оливейра, посвященные, в основном, последовательной подготовке лошади к соревнованиям по выездке.

Автор: Н. Оливейра, перевод - А. Левиной

ПОЛОЖЕНИЕ ВСАДНИКА

Только тот всадник, который правильно "расположен" на лошади, может требовать от нее правильной работы. Положение всадника тем лучше, чем глубже его посадка, больше поднята и расправлена его грудь, хорошо опущены и мягко прижаты к лошади шенкеля. Всадник, который сидит в седле не гибко и "не связанно" с лошадью, не может свободно владеть средствами управления, необходимого условия для того, чтобы иметь "хорошую руку". Только при правильном и непринужденном положении на лошади, всаднику удается фиксировать свою руку, а не тянуть ее или дергать.

Мы советуем всем тем, кто заботится об удобстве лошади и хочет приобрести правильную посадку, делать гимнастические упражнения. Они приводят к гибкости, непринужденности и уверенности. Чем положение всадника будет ближе к идеальному, тем легче ему обучить лошадь.

СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ

Один из вопросов, который должен больше всего беспокоить при обучении всадника, - полное расслабление шенкелей. Что касается рук - первый долг тренера, внушить новичку что рот лошади очень чувствителен, что от дерганья или висения на поводьях утомляются руки всадника и лошадь тупеет и грубеет до такой степени, что в некоторых случаях трудно ее остановить.

Часто слышишь высказывание, что такой-то является <необыкновенным всадником>, потому что у него <очень хорошая рука>. Но редко можно услышать, что такой-то <великолепный всадник>, потому что он очень хорошо действует своими шенкелями. Одно и другое одинаково важно для желающих называться хорошим всадником. Шенкеля всадника должны соприкасаться с лошадью, но быть совершенно расслабленными и опущенными таким образом, чтобы каждый раз всадник действовал ими мягко, а не резко и грубо, иначе лошадь будет тоже отвечать резкостью и грубостью.

Всадник, у которого шенкеля сильно прижаты к лошади, если у него на сапогах еще и шпоры, сжимая лошадь, царапает ее, а не побуждает двигаться вперед. Если его рука напряжена - это мешает лошади выйти вперед. Только расслабленный всадник может выездить непринужденную лошадь. Такое сочетание идеально! Мы должны обучать своих учеников пользоваться шенкелями и руками, но прежде всего, научить их думать и рассуждать.

ТАКТ - СПОСОБНОСТЬ ЧУВСТВОВАТЬ!

Различают чувство руки, чувство шенкелей, чувство посадки (корпуса всадника) и чувство понятия. Всадник, одаренный способностью чувствовать ее, вознаграждается более легким повиновением лошади. На новые требования лошадь отвечает спокойно, доверчиво и с готовностью. Настоящий всадник пользуется практической рекомендацией: "Требовать часто, довольствоваться малым, вознаграждать много".

У всадника, который обладает способностью чувствовать и ощущать, лошадь не утомляется, потому что он никогда не превышает ее возможностей. У меня была лошадь, которая исполняла сколько угодно перемен ноги на галопе в один темп, не утомляясь. Чтобы подойти к этому, я руководствовался чувством меры (<тактом>), которое подсказывало мне, когда следует остановиться, когда наградить, когда возобновить требование.

Любые сопротивления лошади вызываются ее физическими недостатками. Всадник, который хочет добиться успеха, изучает свою лошадь, обучает ее, основываясь на взаимном понимании, создающемся постепенно, без спешки, особенно тогда, когда решается вопрос основного "положения" лошади для выполнения какого-то определенного упражнения.

Чтобы достигнуть высокого уровня искусства верховой езды, необходимо иметь серьезные технические знания. Если, однако, мы не владеем способностью чувствовать лошадь, эти знания не принесут никакой пользы. Надо чувствовать момент и манеру движения.

Только тот, кто любит лошадь, понимает ее и ощущает, способен чувствовать лошадь (обладает чувством меры по отношению и лошади). Чем больше <такта", с которым всадник доказывает свое превосходство над лошадью, тем лучше результат. Лошадь приобретает подвижность и большую гибкость, позволяющие ей владеть своим телом наилучшим образом.

Всадник должен ездить с наибольшей "чуткостью>, его внимание должно быть направлено на решение проблем, которые исходят исключительно от лошади. Не прав тот всадник, который сидит на лошади правильно и красиво только для того, чтобы порисоваться перед зрителями, забывая в этот момент о лошади, не помогает ей надлежащим образом, не поддерживая ее легкость. Я не защищаю всадников, положение которых в седле несовершенно, которые не имеют контакт со своей лошадью, которые "цепляются" или "висят".

То, что я ценю действительно, - это всадника, который заботится о работе своей лошади с наибольшей легкостью и в импульсе, без каких бы то ни было усилий или замкнутости. Он стремится чувствовать лошадь, помогать ей при каждом движении.

Овладев хорошей посадкой и правильным положением шенкелей, достигнув высокой степени повиновения и равновесия лошади, всадник владеет ею без усилия, и его собственное равновесие и крепость в седле обеспечиваются без какой-либо силы или напряжения. Легкость и общая непринужденность должны идти от его лошади.

ВЫЕЗДКА

Я был свидетелем серьезных ошибок в выездке различных лошадей. К счастью, я это понял, иначе я бы не стал прогрессировать. Можно многому научиться не только занимаясь верховой ездой, но и размышляя, наблюдая и изучая опыт других.

Легкость и отличает высшее искусство верховой езды, всадник, который ее показывает, талантлив. Много раз я видел, как всадник, плохо используя средства управления и принимая неправильное положение на лошади, препятствовал ей правильно исполнить определенное упражнение.

ИМПУЛЬС

Повиновение и импульс - две вещи, которые должны быть тесно связаны в выездке лошади. Основа выездки высшей школы совершенствование в импульсе на естественных аллюрах: шаге, рыси и галопе, которые в результате становятся собранными. Собранные аллюры отличаются от аллюров естественного равновесия более высокими движениями благодаря большему импульсу, улучшению ритма и более четкой последовательности ударов копыт.

Добросовестная работа на собранном шагу приводит к тому, что лошадь исполняет любую работу на шагу с большим импульсом, лучше и спокойнее. То же самое с рысью. Пиаффе и пассаж, выполняемые небрежно и только на основе естественных тенденций лошади,- очень плохие упражнения, в результате которых лошадь приобретает недостатки. Она повторяет эти элементы без требования всадника лишь от небольшого возбуждения или от легкой поддержки шенкелей. Только тогда, когда лошадь научится правильно исполнять собранную рысь, от нее можно требовать пиаффе и пассаж.

Много ли лошадей, делающих пиаффе, способны перейти в прибавленную рысь и обратно в пиаффе? Обычно пиаффе обучают принуждением, прежде чем лошадь к этому подготовлена. Сдача руки вознаграждает высший импульс, в котором лошадь сохраняет сбор без постоянного применения средств управления. Методическая выездка, основанная на удлинении и сокращении аллюров, на которых всадник заботится о правильных, мягких и быстрых переходах, усовершенствовании шага, рыси и галопа, в которых сохранен сбор, происходит движение от зада вперед - это то, что может дать возможность лошади блистать на большей высоте в прекрасном искусстве высшей школы верховой езды.

МЯГКОСТЬ

Стоит ли это труда? Да, всегда! Старайтесь ездить на всех лошадях, без исключения, применяя поводья и шенкеля с наибольшей мягкостью и наименьшей силой.

Не обманывайте себя результатами, которые можно быстро получить при употреблении резких методов. Только рациональная, основанная на опыте и разуме гимнастика решает проблемы. Из этого не следует, что есть безошибочные способы для всех лошадей. При разрешении сложных ситуаций, которые возникают в ходе выездки, необходимо действовать терпеливо, мягко и разумно.

Приучайте лошадь чувствовать средства управления постепенно, она к ним понемногу привыкнет, готовясь таким образом для исполнения какого-либо упражнения, которое мы от нее требуем и которое ей доступно. Выезжая лошадь, не забывайте, что отличительная особенность психики этого животного - память. Очень полезно для воспитания лошади помнить о чрезвычайно опасных ошибках в выездке и о чрезмерном принуждении, которое применяет неопытный всадник. Лошадь вспомнит, что мы ее наказывали, заставляя выполнить непосильную работу. Каждый раз, когда мы от нее потребуем что-либо новое, она будет сжиматься и иногда возмущаться в ожидании наказания.

Рациональная и умеренная работа единственное, что приводит наикратчайшим путем к настоящей выездке лошади, хотя добиваться этого приходится долго.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОШАДИ

Чтобы блеснуть в каком-либо виде искусства верховой езды, необходимо иметь лошадь хорошо сложенную и соответствующую постсавленной цели. Большое значение имеет характер лошади. Важно, чтобы требования не вызывали у нее ни возмущения, ни нетерпения, чтобы, наоборот она действовала охотно.

Правильная выездка изменяет лошадь, придавая ей совсем другое равновесие.

Для человека, который хочет вникнуть глубже в искусство верховой езды, интересны трудные лошади. Но, если лошадь не обладает качествами, необходимыми для продолжения обучения, всадник не добьется такого успеха, который он мог бы ожидать от соответствующей лошади.

РАБОТА В РУКАХ

Те, кто предосудительно относится к работе с хлыстом и сгибанию челюсти в руках, утверждают, что, как только лошадь оказывается под всадником, изменяется ее равновесие и легкость.

В боковых сгибаниях необходимо, чтобы лошадь оставалась вертикальной, никакая тяжесть не должна обременять ее ни со стороны сгибания, ни с противоположной стороны. Боковое сгибание полезно только тогда, когда его делают в затылке, без поворота головы набок. Работа в руках очень сложна, и я советую всадникам, которые не имеют большой практики в выездке, не приступать к ней.

Работа с хлыстом считается подготовительной, она относится к первой фазе выездки. Я не хочу сказать, однако, что, когда лошадь исполняет движения высшей школы под всадником, нельзя поправлять некоторые ошибки прикосновением хлыста.

СГИБАНИЕ ЧЕЛЮСТИ

Не для всех лошадей нужны упражнения на сгибание челюсти. Для тех, у кого хорошее естественное равновесие, свежий рот и фиксированное основание шеи, работа на сгибание челюсти лишняя. Эти лошади рождены для выездки, с ними легко добиться желаемого результата методической и разумной работой верхом.

Но, с другой стороны, для бесчисленного количества лошадей работа на сгибание челюсти в руках обязательна. Без нее не удается подойти иногда даже к простым упражнениям. Недостаток подвижности лошади всегда связан с отсутствием у нее легкости.

Некоторые думают, что только с помощью одних сгибаний, производимых в руках, у лошади вырабатывается настоящая легкость. Сгибания в руках преодолевают сопротивление, или, лучше сказать, сжимание челюсти. Правильно производимые сгибания челюсти являются настоящим ценным помощником в курсе выездки. Но надо сказать, что они становятся преимуществом только для способного всадника, который умеет их применять.

Сколько лошадей кажутся легкими, спокойными в манеже на сокращенных аллюрах, но валятся на вольтах и не повинуются должным образом поводу и шенкелям, когда требуют от них эти упражнения на более быстрых аллюрах. В прямых сгибаниях при работе в руках первая забота всадника - добиться разжимания челюсти. Только после этого можно требовать от лошади сдачу в затылке без сопротивления.

ОСТАНОВКИ, НЕПОДВИЖНОСТЬ

Чтобы довести любую лошадь до хорошей выездки, необходимо добиваться от нее правильной остановки. Нельзя допускать, чтобы она останавливалась небрежно, переступала или ложилась на мундштук. Нужно, чтобы она останавливалась, подставляя бедра. Шея должна оставаться правильно поставленной, а нижняя челюсть уступать, способствуя прямому сгибанию.

Многие лошади становятся неспокойными, так как не умеют останавливаться надлежащим образом или переходить от остановки в какой-либо аллюр. Чтобы приучить лошадь, особенно нервную, стоять сколько нужно, необходимы тактичность и большое терпение. В начале ее будет раздражать прикосновение шпор и даже шенкелей, тем более что контакт с поводом станет более сильным. Надо, чтобы лошадь останавливалась и стояла прямо, не шевелясь и не выходя из терпения.

Когда это получилось, и мы голосом и оглаживанием щедро поощрили лошадь, постараемся, чтобы лошадь останавливалась как полагается: от действия шенкелей, сопровождающих натяжение повода.

Чтобы приучить нервных и щекотливых лошадей к контакту с шенкелями и шпорами, надо действовать легко и постепенно, прикасаясь ими сзади подпруги. Потом нужно заставлять лошадь переходить от остановки к шагу не от легкого удара, а от давления шпор, сохраняя контакт с поводом.

Только после того, как лошадь продвинется на один-два шага вперед, повод уступает и давление шпор следует прекратить. В ходе выездки довольно часто приходится прибегать к остановкам, . особенно при переходе с рыси. Переход от остановки к рыси и с рыси к остановке является одним из <ключей> хорошей выездки и правильного сбора. Лошадь не должна отмечать остановку грубыми движениями задних ног. Она должна подводить бедра мягно, так, чтобы всадник в седле не чувствовал сильный толчок.

Останавливаясь надлежащим образом, лошадь должна оставаться неподвижной столько, сколько всадник пожелает. И даже если кругом шум, движение, лошадь, вполне выезженная и покорная, должна быть спокойной.

Терпение всадника вознаграждается неподвижностью лошади. Нужно добиваться, чтобы лошадь останавливалась и стояла неподвижно, не тольно когда она одна, но и в окружении других лошадей. Когда лошади вокруг движутся, рысят и галопируют в манеже или в поле, ничто не должно раздражать выезженную лошадь, выводить ее из терпения. Я придаю огромное значение этим мелочам в выездке. И думаю, что не ошибаюсь. Если мы прочтем работы больших мастеров, то убедимся, что остановка и неподвижность - вопросы, которым они уделяли достаточно внимания.

ШЕЯ ЛОШАДИ. ПОСТАНОВКА ШЕИ. УПРАЖНЕНИЕ ПЛЕЧОМ ВНУТРЬ

Лошадь не продвигается вперед и не повинуется, если основание ее шеи не зафиксировано, шея опущена, уходит от контакта с железом и действия поводьев. Мы не добьемся высокого положения шеи, дергая лошадь вверх поводьями или подвергая ее местным сгибаниям в руках. Устанавливая основание шеи, мы придаем приподнятое положение передней части лошади, активизируем задние ноги и принуждаем их подобраться. Правильное подведение бедер вызывает поднятие передней части лошади.

Упражнение плечом внутрь, правильно исполняемое на шагу и особенно на рыси, принуждает лошадь к сгибанию суставов задних конечностей, активизирует их и заставляет подниматься переднюю часть корпуса. Я всегда начинаю выездку с упражнения плечом внутрь. Необходимо, чтобы конечности перекрещивались при четком сгибании всех суставов.

Очень часто всадники свешиваются в сторону поворота. Эта ошибка кроме других неудобств, слишком обременяет конечности, которые и так испытывают наибольшее напряжение. Правильно выполненное упражнение плечом внутрь дает большие результаты, потому что оно успокаивает, ставит и выравнивает лошадь. Только тогда, когда лошадь будет исполнять его легко, мы можем перейти к приниманиям, упражнениям, которые несмотря на схожесть с упражнением плечом внутрь в действительности сильно отличаются от него.

Необходимо, чтобы лошадь оставалась в поводу легкой, а четкость ритма на движении не изменялась. До тех пор, пока лошадь не будет хорошо выполнять принимания, мы не сможем подойти ни к одному движению из высшей школы.

Следует отметить, что постоянные переходы от упражнения плечом внутрь к приниманию и наоборот являются одной из основ хорошей выездки, которая базируется на расслаблении лошади. Чем чаще это упражнение будет повторяться, тем лошадь будет свободнее и лучше входить в сбор. В этих переходах необходимо, чтобы лошадь сгибалась и выпрямлялась без малейшей потери импульса, переходя от одного положения к другому без видимого воздействия средствами управления и без изменения ритма. Надо приучить лошадь к изменению направления под действием одного и того же повода, сохраняя в одном из направлений правильное постановление, а в другом обратное, посылать ее обоими шенкелями в этих двух положениях, удлинять и сокращать аллюры, тщательно отрабатывать переходы из одного положения в другое, следя за правильным положением передней части лошади и основания ее шеи.

Крайне важно, чтобы с начала выездки лошади мы придали шее положение, которое способствовало бы лучшему развитию импульса задних ног. Необходимо отрабатывать шею согласованно с задней частью корпуса и положением всего тела лошади. Если задние ноги от недостатка упражнения не готовы к тому, чтобы поддерживать приподнятой переднюю часть корпуса, то компрометируется вся выездка. Мы тренируем задние конечности, устанавливаем и фиксируем шею путем правильных сгибаний и подведения бедер лошади. Сдача в затылке и подведение задних конечностей должны быть связаны. Сгибание затылка может быть достигнуто только при наличии импульса, который распространяется от задних ног через все тело лошади.

О ЛЕГКОСТИ

Для одних легкость состоит в отсутствии сопротивления челюсти, в постановке шеи и головы, в полном доверии лошади полунатянутым поводьям. Принимая легиий контакт, лошадь сдает челюсть без сопротивления руке всадника и без принуждения.

Для других легкость состоит в скорости, с которой лошадь повинуется действию шенкелей, контролируемых поводом. Всадник регулирует скорость поводом, ощущая сопротивление лошади. Для меня легкость лошади характеризуется постоянным подведением задних ног, их готовностью к любым аллюрам путем смягчения спины, что позволяет приступать к сбору с первых шагов выездки без лишнего вмешательства повода. Лошадь смягчается и расслабляется ритмично, она находится в импульсе, спина, конечности и челюсть перестают сопротивляться, голова и шея принимают классическое для сбора положение, гармонируя с подведением задних ног. Такая легкость может быть достигнута только у уравновешенной и ритмичной лошади под всадником с гибкой и установившейся посадкой, со спокойной рукой и мягко прилегающими, опущенными шенкелями.

Выезженная лошадь позволяет в некоторых движениях использовать полунатяжение повода, но тогда сбор менее выражен. Лошадь, обладающая наибольшей чувствительностью, обучена двигаться на контакте, обусловленном тяжестью поводьев. Я думаю, что такая легкость является признаком высшего искусства верховой езды!

МОБИЛИЗАЦИЯ И СМЯГЧЕНИЕ

Трудностью выездки является сбор лошади, или ее мобилизация. Если упражнения, мобилизующие лошадь, делать методически и без торопливости, может быть достигнута большая степень ее подвижности, которая вместе с импульсом приносит легкость. И тогда элементы высшей школы не вызовут затруднений.

С начала выездки молодой лошади необходимо акцентировать внимание на положении крупа, в результате она приобретет верный импульс, грацию, ее задние ноги будут активны. Как только мы добьемся от лошади боковых перемещений путем нескольких прикосновений хлыста, надо переменить направление и в дальнейшем переходить с одной стороны на другую.

В боковых мобилизациях мы должны стараться, чтобы лошадь продвигалась вперед с наименее возможной согнутостью для получения большей активности.

Полувольты, упражнение <задними ногами внутрь>, исполняемые в руках или на лошади, превосходны для совершенствования равновесия лошади и ее облегчения. Необходимо, чтобы при выполнении полувольтов лошадь не заносила и ее круп не уходил наружу. В случае неповиновения помогает прикосновение хлыстом. Во всех упражнениях надо давать лошади ясное понятие о том, что мы от нее требуем.

Работа на кругу является одним из наиболее действенных способов придания верховой лошади гибкости и грации на галопе. Круговое движение принуждает лошадь уравновеситься, активизироваться и подводить задние ноги под корпус. Когда лошадь усвоит движение по кругу на шагу, рыси и галопе, подводя задние ноги, необходимо от нее требовать тех же самых аллюров на прямой линии с большей скоростью без задержки.

Упражнения, которые вызывают у лошади быструю усталость, должны чередоваться с более простой работой, при которой лошадь передвигается без усилий, естественными аллюрами.

Пиаффе наиболее способствует усовершенствованию и развитию аллюров верховой лошади. Это наилучший способ придавать лошади гармоничность, добиваться от нее полного повиновения и подчинения средствам управления. Если к спокойствию, легкости и повиновению, которые мы хотим добиться во всех упражнениях, присоединить импульс и постоянную энергию, мы получим те качества, которые отличают выезженную лошадь.

МЯГКО И ХОРОШО РАБОТАЮЩАЯ ЛОШАДЬ

Часто всадники приписывают лошади плохой характер из-за ее сопротивления, причина которого на самом деле кроется в ее недостаточной подготовленности. Хороший всадник, выезжающий лошадь, не тот, кто, предвидя сопротивление и серьезные трудности в новом упражнении, старается их преодолеть во чтобы то ни стало, употребляя иногда жестокость и грубость, а тот, кто, встретив сопротивление, способен вернуться к подготовительным упражнениям до получения гибкости и подлинной непринужденности.

ГИБКОСТЬ ПОЗВОНОЧНИКА. ОСАЖИВАНИЕ

Для подготовки гибкой и непринужденной лошади необходимо добиваться, чтобы спина ее не "сжималась". Сжимание может проявляться в различных формах. Некоторые лошади сопротивляются - их спина углубляется. Это чаще бывает у лошадей, которые имеют длинную спину и слабую поясницу. Другие лошади сокращают мышцы, выгибая спину. Это наблюдается у лошадей с очень короткой спиной.

Идеальная спина - ни слишком короткая, ни слишком длинная. Желательно, чтобы круп лошади был длинным, а не коротким и свислым. Лошадь с длинной спиной обычно более удобна для верховой езды. Вогнутость спины смягчает удары, которые всаднии ощущает, когда лошадь ставит конечности.

Хорошо сложенная спина сгибается в двух основных направлениях: вертикальном и горизонтальном. Выездка должна способствовать гибкости позвоночника. Каждое упражнение, развивающее гибкость, должно исполняться со строгой, правильной постановкой. Движение <плечом внутрь>, исполняемое с отставленным крупом и неправильно согнутой шеей, делает грубым действие позвоночника, при этом нарушается координация движения задних и передних ног.

При подходе к боковым сгибаниям необходимо, чтобы лошадь равномерно распределяла свой вес на все четыре конечности. Если это условие не соблюдено, если сгибание делается от холки вместо затылка, то спина из-за плохого положения напрягается, лошадь упрямится и не повинуется.

Чрезвычайно важно, чтобы всадник имел тонкое <чувство лошади>, хорошо разбирался в свойстве ее спины и четко определял положение переда животного.

Осаживание получается при хорошем сборе и легкости в лошади. Его полезно исполнять лошадям, которые чрезмерно упираются и вешаются на повод. Очень часто к хорошим результатам приводит работа в руках: делают несколько шагов медленного осаживания, поддерживая шею лошади в достаточно высоком положении. Необходимо, чтобы лошадь была совершенно прямой и упражнение выполнялось неторопливо и спокойно. Если при осаживании лошадь торопится, надо остановить ее и начать сначала.

Когда всадник добьется правильного выполнения осаживания, он должен закрепить успех, повторив этот элемент верховой езды многократно.

СДАЧА В ЗАТЫЛКЕ

Один из известных авторов книг по искусству верховой езды советовал с самого начала выездки требовать сдачу в затылке при помощи прямого сгибания с максимально поднятой шеей и особенно настаивал на том, чтобы "хорошо высылать на повод". Я совершенно согласен, что выезженная лошадь должна уметь как мы обычно говорим, "выходить на повод" каждый раз, когда это требуется, но, однако, без принуждения.

Не всем лошадям можно придать положение головы, близкое к вертикальному. Одним не позволяют ганаши, другим - "вывернутая" или слишком короткая шея. Лошади с короткой и толстой шеей не могут быть легкими в положении "сдача в затылке". Их передняя линия головы имеет направление, значительно отличающееся от вертикального. Выездка лощади с неправильно поставленной шеей усложняется. Если лошадь сохраняет положение "сдача в затылке" только силой и напряжением поводьев, у нее нет легкости и гибкости. Если мы потребуем от нее живых и прибавленных аллюров, мы убедимся, что она будет испытывать трудности в использовании шеи и ее аллюры будут неуравновешенными.

На сопротивление руки лошадь часто отвечает более сильным сопротивлением через удила. В этом случае основная работа заключается в прибавлении и сокращении - аллюров, переходах, боковых и прямых сгибаниях, то есть упражнениях, которые. тренируют ее комплексно.

Уроки должны быть короткими. Как только лошадь сдала, не настаивайте больше, но огладьте ее и освободите повод, дайте ей возможность идти свободно и спокойно. Человек, который нервничает, теряет контроль над собой, не добьется хороших результатов.

ПОДЬЕМ В ГАЛОП

Галоп - аллюр в три темпа, в котором одновременная постановка одной диагональной пары ног происходит между последовательными постановками противоположной диагональной пары. Важно точно, определенными средствами управления придать лошади движение, подготавливающее ее к подъему в галоп. Прежде чем подойти к перемене ноги или к пируэтам, надо, чтобы лошадь приобрела хороший импульс, на галопе умела правильно выдерживать ритм и сохранять прямолинейность, что для нее довольно трудно.

Одним из упражнений, наиболее полезных для развития у лошади на галопе гибкости, выработки прямизны и согласованного движения задних и передних ног, является движение плечом внутрь на галопе по длинной стенке манежа. Полуостановки, осаживания и подъемы в галоп без толчка (рывка) также способствуют этому.

Частые подъемы в галоп и сдачи повода, не изменяющие положения лошади и размеренности темпов галопа, достойны одобрения. Сдачей повода в этом случае контролируют степень достигнутого сбора и поощряют лошадь. Чтобы научить лошадь уравновешенному галопированию, не надо галопировать долго, лучше исполнять частые подъемы в галоп с места и шага.

Работа на галопе, доведенная до совершенства, свидетельствует о высшей степени выездки. Однако переходить к исполнению перемены ноги на галопе не рекомендуется, прежде чем лошадь не научится держаться на контргалопе на кругу без усилия и потери сбора.

КОНТРГАЛОП

Контргалопа можно достичь при чрезвычайно успешной выездке, отличной подтоговке на собранном галопе. При исполнении его в манеже стена мешает лошади отказаться от сгибания задней ноги (соответственно галопу), создает преграду боковому перемещению крупа. На правильном галопе, используя стену для контроля наружной по направлению движения задней ноги, всадник обращает все свое внимание на поддержку и сгибание внутренней задней ноги. На контргалопе мы можем без боязни <скривить> лошадь, соразмерить темп аллюра, ускорить его, расширить и превратить в галоп с превосходным импульсом. Выполнить сразу контргалоп лошади очень трудно. Поэтому не надо этим злоупотреблять, потому что вместо полезного это упражнение может стать вредным. Мы не должны начинать контргвлоп, если на правильном галопе лошадь не сохраняет правильный сбор. Этот сбор совершенствуется на контргалопе.

Некоторые всадники думают, что контргалоп и круги на контргалопе не являются необходимой работой, считая, что вольт в два следа на галопе должен выполняться на ограниченном пространстве и, следовательно, с передом, движущимся вокруг крупа, а не наоборот. Они забывают, что круп может зафиксироваться и опуститься только после того, как он с самого начала был надлежащим образом мобилизован. И это именно контргалоп заставляет круп мобилизоваться энергичными действиями задних ног.

Для многих лошадей контргалоп вначале труден, особенно при прохождении углов. Если, входя в угол, лошадь меняет ногу или "крестит" (что бывает часто), всадник должен остановиться, привести лошадь и настоящему сбору для правильного подъема в галоп и снова потребовать от нее контргалопа.

Действие внутренней задней ноги, которое контргалоп акцентирует, позволяет впоследствии подходить с большей легкостью к маленьким вольтам бедрами внутрь и к пируэтам на правильном галопе, потому что в этих упражнениях внутренняя задняя нога подводится больше, поддерживая массу лошади, которая поворачивается вокруг нее.

Недостаточно послушная в работе на галопе лошадь не способна "поддерживаться" на желаемой ноге ни в каком положении или, лучше сказать, ни при каких обстоятельствах. Контргалоп необходим будет и позже для упражнений высшей школы.

Короче, контргалоп является изумительным средством для активизирования задних ног на собранном галопе, но он должен применяться с большой осторожностью, чтобы не утомлять лошадь с самого начала.

КРУПОМ ВНУТРЬ НА ГАЛОПЕ

Крупом внутрь на галопе - ценное упражнение, чтобы делать успехи в собранном галопе. Оно является, напротив, упражнением очень вредным, когда применяется неправильно неопытным всадником, который грубыми ударами наружного шенкеля заставляет лошадь перемещать круп внутрь.

Почти все всадники, которые несвоевременно применяют или злоупотребляют этим упражнением, пользуются диагональными действиями. Путем этих действий круп действительно перемещается внутрь, но часто чрезмерно, продвижение плечей вперед затрудняется, и мы почти всегда констатируем маленькие прыжки задними ногами, которые не соответствуют правильному галопу.

К чему же приходит всадник, злоупотребляя этим упражнением или плохо применяя его? Приходит он к тому, что при подъемах в галоп лошадь "перекашивается", наклоняя круп внутрь, при перемене ноги она валится внутрь, вместо того чтобы сохранить строго прямое положение корпуса. Круп недостаточно подвижен, внутренняя задняя нога мало тренирована и активна, и лошадь (ошибка этой подготовки) начинает защищаться, упираясь в повод, и никогда не делает ни одного темпа галопа совершенно прямым.

Рассмотрим способ подведения лошади к галопированию <крупом внутрь> (вольт в два следа на галопе). Если подъемы в галоп правильные, если лошадь выдерживается прямой вдоль длинной стенки манежа и если на нормальном вольте она не валится ни наружу, ни внутрь, мы начинаем понемному активизировать внутреннюю заднюю ногу на галопе, исполнял упражнение <плечом внутры> на очень широком кругу. Внутренним шенкелем целесообразно заставлять лошадь расширять круг без перемены ноги.

Как только лошадь начнет повиноваться без сопротивления внутреннему шенкелю, оставаясь легкой и спокойной, мы приводим ее наружными боковыми средствами управления к движению плечами вперед внутри круга, который понемногу суживается. Внутренний шенкель всадника все время действует, но его действие смягчается в ходе упражнения.

Прямой повод уравновешивает действие противоположного повода, не давая перемещаться голове лошади наружу, а также поддерживает плечи. Если мы чередуем эти два упражкения: "крупом наружу" и <крупом внутрь> или, иначе говоря, "плечом внутрь" на галопе и <вольты в два следа> на галопе, лошадь приобретает подвижность и необыкновенную легкость. Надо еще обучить лошадь <выходить из этих движений >, галопируя очень прямо.

Только после того как лошадь будет в состоянии исполнять все это без усилий, можно сужать вольт в два следа и начинать изучение пируэта.

ПАССАЖ И ПИАФФЕ

Лошадь, успешно сохраняющая равновесие на трех аллюрах, готова к пассажу и пиаффе. Собранная рысь - основа для обучения классическим движениям высшей школы. Имея достаточный импульс, лошадь ведет себя естественно в пассаже. Задача всадника - регулировать пассаж, согласуя действие шенкелей и рук.

Имея опыт в этих вопросах, я утверждаю, что пассаж и пиаффе получаются легко у всех лошадей. К сожалению, некоторых лошадей трудно обучить собранной рыси. Но если мы с этой задачей справились, то получить пиаффе или пассаж не составит труда.

Для того чтобы пассаж был медленным и момент подвисания продолжался как можно дольше, необходимо, чтобы все суставы лошади сгибались хорошо. Высшая школа требует большой энергии импульса и свободы. Медленного и высокого пиаффе трудно добиться. Многие лошади его не выдерживают. Надо приучать лошадь к пиаффе спокойно, не возбуждая ее. При выборе приемов, применяющихся при обучении пиаффе, нужно руководствоваться темпераментом лошади. Энергичных лошадей, уверенно чувствующих себя в аллюрах, с хорошим сбором рекомендуется обучать сначала пассажу. Когда он будет правильным, постепенно укорачивать его до пиаффе.

Необходимо, чтобы ни пиаффе, ни тем более пассаж не вызывали у лошади "пересбора" и не расстраивали ее нормальный шаг - этот драгоценный дар, которым нельзя пренебрегать ни в какой момент обучения.

Энергичную, но очень спокойную лошадь лучше обучать сначала пиаффе. Как только этот элемент верховой езды будет исполняться достаточно медленно, ритмично и удары копыт будут строго диагональными и синхронными, нужно понемногу посылать лошадь вперед, и она перейдет на пассаж.

Для получения пиаффе у лошади, которая способна легко останавливаться и быстро переходить в рысь, методически и постепенно сокращают диагональные удары копыт на рыси между остановками до тех пор, пока лошадь не перейдет на пиаффе. В этом случае наибольшая трудность в сохранении строго прямого положения лошади во всех упражнениях.

Для выездки лошади вялой и малоимпульсивной пиаффе крайне полезно. Надо начинать без применения силы с легкой мобилизации на месте. Когда мобилизация будет получаться по требованию всадника, пользующегося мягкой шпорой, щелканьем языка или легким прикосновением хлыста сзади шенкеля, тогда переходят в пиаффе.

Как только пиаффе станет настоящим, нужно потребовать от лошади продвижения для перехода в пассаж. Лошадям, у которых переходы из пассажа в пиаффе и наоборот вызывают большие затруднения, необходимо уделять много времени, по отношению к ним следует проявлять большой такт. Как только пассаж и пиаффе станут хорошим - переходы получатся.

Для исправления пиаффе, когда лошадь уйдет вперед, надо перевести ее в шаг и исполнять собранную рысь с повторяющимися остановками. Если остановки делаются с правильно подведенными бедрами и высоким передом, пиаффе намечается. Перед слегка поднимается, движения передних ног становятся медленными и высокими, лошадь находит правильное отвесное положение передних ног в "выдержке". На пиаффе лошадь ни в коем случае не должна откидывать круп вправо или влево. Когда лошадь пиаффирует прямолинейно, она может начать любой аллюр без задержки и усилия.

ОБСУЖДЕНИЕ