Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

СТАТЬЯ

Новая жизнь Больших конюшен

3 июня 2004

В 2003 году в Больших конюшнях Версаля была открыта Академия верховой езды, руководителем которой стал Бартабас

Автор: Е.Шт.

В XVIII веке в Версале находилось пять тысяч лошадей, принадлежащих военным, придворным и горожанам. Большие Конюшни были домом лошадей короля, а также лошадей, прннадлежавших Академии верховой езды, так называемой «Щколе пажей» (Ecole des Pages). В Малых конюшнях, абсолютно идентичных по размеру и расположенных напротив дворца, жили лошади каретные, то есть упряжные. В те времена Версаль был местом, где искусство верховой езды процветало, и куда съезжались желающие постичь его со всей Европы. Два здания Больших и Малых конюшен были построены архитектором Жюлем Ардуэном-Мансаром в 1679-1683 годах, когда Версаль являлся официальной резиденцией французских королей. Шли годы, и Академия в Версале постепенно приходила в упадок. После французской революции центр обучения искусству верховой езды переместился в Вену, в Испанскую школу верховой езды. В 1855 году конюшни отошли к армии, занимавшей их на протяжении почти века. В середине прошлого века после очередной реставрации здания были переданы под административные нужды. В Малых конюшнях до сих пор размещается музей архитектуры.

Только в XXI веке лошади вновь вернулись в прославленные конюшни Версаля. В 2003 году была открыта Академия верховой езды, руководителем которой стал Бартабас.

Это имя известно любителям театра по всему миру. Двадцать лет назад Бартабас основал конный театр Зингаро, который находится в пригороде Парижа, Обервилье. Российские зрители могли познакомиться с творчеством Бартабаса во время гастролей «Зингаро» в Москве, которые проходили в рамках театральной Олимпиады. Бартабас приезжал в Москву дважды: первый раз со спектаклем «Триптих», второй – «Кони ветра». Лошади в театре «Зингаро» являются полноправными артистами, и уникальное, часто шокирующее действо представляет собой смесь балета, пантомимы, выездки и джигитовки.

Мысль о создании «образовательной структуры в области конного искусства» пришла к Бартабасу давно. Набор артистов в конный театр Зингаро является очень непростым делом, так как кроме обычных навыков – театрального мастерства, музыки и акробатики, они должны владеть искусством верховой езды. Бартабас обратил внимание на то, что занятия танцами и музыкой положительно влияют на обучающихся верховой езде. Эта концепция гармоничного и всестороннего развития и была положена в основу Академии в Версале.

В 18 веке обучение искусству верховой езды было привилегией дворянства. Оно было неотъемлемой частью образования того времени, которое включало в себя изучение живописи, фехтования, музыки, истории и даже философии и математики, литературы и военного искусства, в том числе стратегии. Король Людовик XIV был великолепным танцором, и если бы не был королем, он мог бы стать профессиональным артистом балета. Создатели современной Академии постарались сохранить эти традиции разностороннего образования, и преуспели в этом.

Весной 2002 года был начат набор учеников в Академию. Претенденты должны были обладать большим опытом верховой езды, а также артистизмом, желанием учиться и работать в коллективе. Восемь учеников сформировали интернациональный коллектив Академии. Кроме того, в Академии работают три всадника-берейтора на постоянной основе, двое из них имеют за плечами работу в Зингаро. В обязанности берейторов входит организация работы в Академии и обучение студентов, а также работа с лошадьми. При наборе в Академию Бартабас старался придерживаться соотношения 80% женщин и 20% мужчин, которое существует в конном мире, поэтому штате Академии состоит только один мужчина – Эммануэль Дарден. Его отец был специалистом по исторической реконструкции искусства верховой езды 18го века. Эммануэль начал ездить верхом в возрасте 3 лет, объездил свою первую лошадь в 10 лет и начал участвовать в шоу, когда ему было 14.

Среди учеников Академии есть люди разных национальностей, в том числе и одна россиянка. Ольга Бакшеева родилась в Сибири и получила ветеринарное образование. С 1999 года готовила лошадей и тренировала спортсменов по выездке в Москве. По словам Ольги, она поступила в Академию для того, чтобы научиться чему-то новому и больше узнать о работе конного театра, которая не видна простому зрителю. Несмотря на то, что Ольга не говорила ни по-английски, ни по-французски, ей удалось пройти жесткий отбор и стать учеником Академии.

Курс обучения длится два года, и включает в себя ежедневные занятия верховой ездой, танцами, фехтованием, пением и живописью. Ученики Академии каждую субботу и воскресенье участвуют в музыкальных спектаклях, открытых для широкой публики. Каждый день, кроме понедельника и пятницы, они работают в манеже, куда также открыт вход публике. Представления проходят в большом манеже Версаля, который был реконструирован архитектором Патриком Бушаном специально для нужд Академии. Перед Патриком стояла сложная задача – создать нечто новое в историческом и престижном здании, которая была успешно выполнена. В конюшнях естественным образом постоянно поддерживается одна и та же температура, наиболее комфортная для лошадей. При строительстве было продумано практически все, и лошади, едва ступив в денники, сразу почувствовали себя как дома. Первоначальный размер манежа 45 на 18 метров был сокращен до 30 на 16 метров. Внутри манеж отделан деревом, а настоящую театральную атмосферу создает искусственное освещение и ряды зеркал. Конная Академия будет участвует и в крупных мероприятиях, устраиваемых в Версальском дворце: водной феерии, музыкальных вечерах и ночных представлениях.

Ученики и берейторы Академии работают с лошадьми иберийских пород, в основном – лузитано. Практически все лошади участвовали в спектаклях театра Зингаро, имеют большой опыт выступления на публике и многому могут научить своих всадников. Среди лошадей Академии есть и несколько лошадей арабской породы, хотя Бартабас отдает предпочтение лузитано за их природные способности к выполнению элементов высшей школы верховой езды. В спектакли включено и фехтование верхом на лошади, в этих номерах используются лошади, привезенные из Аргентины. Всего в конюшнях Академии в настоящее время насчитывается более 30 лошадей.

Автор выражает благодарность Академии верховой езды за предостваленные материалы и фотографии, а также А.Наумовой лично за помощь в подготовке статьи. Автор фото - Ф. Шеу, фотографии свободны от авторских прав

ОБСУЖДЕНИЕ