Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

СТАТЬЯ

Скачки в С.-Петербурге

21 марта 2020

Экскурс в историю - скачки в Красном Селе. Из архивов сайта equestrian.ru

Автор: Д. Аминов, журнал Кони Петербурга

На Балтийской железной дороге, между Горелово и Красным Селом, по сей день существует платформа с необычным названием "Скачки". Здесь уютно расположились домики на садовых участках и небольшой поселок дачного типа. Журчит неугомонная речка Дудергофка. Лишь несколько огромных патриархов-вязов напоминают о прошлом.

А чуть более ста лет назад по соседству с Красносельскими военными лагерями, основанными еще Петром Первым, располагались кавалерийские части императорской гвардии. Косогор, речка, обширная луговина - естественные препятствия как будто были специально созданы природой для проведения конных состязаний. В шестидесятые годы прошлого века военное министерство совместно с управлением Красносельских лагерей принимает решение о "сооружении скачек, или, как называли в то время, "гип-подрома". Но предназначался он не для испытания лошадей под седлом жокеев, а для состязаний военных кавалеристов, для чего соорудили большую четырехверстную беговую дорогу эллиптической формы. На финише построили императорскую беседку, украшенную резными колоннами, кружевными аркадами, деталями, изображающими военную амуницию, исполненными искусными мастерами - резчиками по дереву. По бокам царской беседки соорудили четыре галереи. Они предназначались для придворных и высшего общества. Зрители из простонародья следили за скачками, расположившись на пригорках по периметру беговой дороги. Здесь же построили бараки-конюшни для содержания лошадей перед стартом. День и час начала состязаний объявлялись предварительно. Обычно они проводились в середине лета. В день скачек дороги из Петергофа и Царского Села заполнялись роскошными экипажами и конными всадниками. Съезжались великосветские сановники с семьями из пригородных имений и дач. В этот день у платформы останавливался поезд Балтийской железной дороги. Море кисеи, ленты, зонтики, цветы, принадлежащие дамам, вперемежку с блестящими мундирами военных и чиновников заполняли беседку и галереи. Скачки по сложности, а соответственно и призам подразделялись на три разряда: самая сложная - большая четырехверстная с препятствиями на призы императора. Первый приз - ценная памятная вещь и 3000 руб. деньгами. Второй приз - также ценный сувенир и 1700 руб. Третий приз - ценная вещь и 700 руб.

На четырехверстную скачку приглашались строевые офицеры и адъютанты гвардейской и армейской кавалерии, гвардейской и полевой конной артиллерии и казачьих войск на лошадях всех пород, рожденных в России. Вес кавалериста с седлом, мундштуком, уздечкой и хлыстом должен был быть не менее 4 пудов 25 фунтов (примерно 72 кг). Кавалеристу необходимо было преодолеть десять препятствий: реку Дудергофку, дощатый забор, водяной ров, бруствер со рвом, вал, живую изгородь, вал с живой изгородью и водяным рвом, барьер из соломы, сухой ров, соломенный двойной барьер. По второму разряду числились высшая манежная езда и трехверстная скачка с препятствиями на призы военного министерства. Участвовали строевые офицеры кавалерийских полков, конной артиллерии, офицерской школы на лошадях всех пород не старше 8 лет. По третьему разряду - двухверстная частная гладкая скачка на призы по добровольной подписке между офицерами. На двухверстную допускались офицеры всех родов войск, не исключая и пехотный. Вес произвольный, лошади без ограничения возраста, не исключая рожденных за границей. Кроме перечисленных добровольных скачек, была еще обязательная двухверстная с препятствиями на призы военного министерства.

В обязательных скачках должны были участвовать штабные и строевые офицеры, находящиеся на лагерных сборах на лошадях, которых они получали на месте службы. Независимо от офицерских скачек в тот же день проводились соревнования нижних чинов гвардейских частей и сводного казачьего полка на призы по частной подписке офицеров полка. Порядок осмотра лошадей, распоряжение по скачкам, а также присуждение призов возлагались на особый комитет в составе председателя, судей и членов-распорядителей. Предварительно за несколько дней до состязаний офицеры со своими лошадьми прибывали в Красное Село и предъявляли председателю комитета документы, в которых были указаны данные офицера, приметы лошади (масть, рост, возраст, порода и завод). За два часа до начала кавалеристы в присутствии членов комитета взвешивались со всей амуницией, и в случае недостачи веса делались подвески. Сигналом для начала скачек служил колокол. За полчаса подавался первый сигнал, по которому ездоки подходили с лошадьми к судейской беседке. По второму сигналу садились на лошадей и занимали свои места. Член судейского комитета спрашивал: "Готовы ли?" и, получив утвердительный ответ, приглашал их следовать шагом и выравниваться. Затем звучала команда: "Марш!" Первым препятствием была река Дудергофка, которую нужно было преодолеть вброд или вплавь. Заканчивались скачки у императорской беседки перед судьями.

Азарт, страстное желание выиграть заезд, несмотря на сложности препятствий, нередко приводили к трагическому исходу.

Лев Николаевич Толстой, описывая скачки в романе "Анна Каренина", отмечал "...скачки были несчастливы. Из семнадцати человек попадало и разбилось больше половины. У каждого препятствия стояли доктор, лазаретная повозка с крестом и сестрой милосердия в ней". Великий писатель был свидетелем этих военных игр. Вот как рассказал он об одном финише: "Только что кончилась двухверстная скачка, и все глаза были устремлены на кавалергарда впереди. Высокий, забрызганный грязью кавалергард, пришедший первым, опустившись на седло, стал спускать поводья своему серому потемневшему от пота тяжело дышащему жеребцу..." Многое в состязаниях, безусловно, было показного, безрассудно-лихого, высокомерного, но все же они вырабатывали отвагу, смелость и демонстрировали мастерство управления лошадью, чем всегда славилась русская кавалерия. Современники отмечали: "...желание определенной части публики придать скачкам азартный характер, устроить тотализатор встретили со стороны комитета скачек решительный отпор. Это пожелание было названо "безнравственным". В день скачек вокруг ипподрома открывалось множество палаток, в которых можно было получить холодные закуски, пиво, прохладительные напитки, кроме горячительных - крепких."

...Журчит неугомонная Дудергофка, свидетельница этих скачек!

Из книги А.Бегуновой "В звонком топоте копыт..."

... Первые Красносельские скачки провели в июле 1872 года и затем устраивали более или менее регулярно (за 25 лет, с 1872 по 1897 год, было проведено 23 соревнования). Красносельские скачки увековечил Лев Толстой, описав их в романе "Анна Каренина". В основу эпизода с Вронским, скакавшим на кобыле Фру-Фру, писатель положил реальный случай с князем Голицыным, который из-за падения с лошадью на последнем препятствии лишился 1-го места.

К участию в Красносельских скачках допускались только офицеры гвардейских и армейских конных полков и конной артиллерии на своих строевых лошадях. Выступать они должны были в обычной военной форме, при оружии, на лошади под строевым седлом и с мундштучным оголовьем. Перед скачками проводилась проверка готовности лошадей к выступлениям. Она напоминала современную манежную езду троеборья. Участники выстраивались в шеренгу, по одиночке их вызывали в манеж, где им предлагалось выполнить различные элементы строевой кавалерийской езды: стойку, повороты на месте, вольты, перемену направлений, принимания, осаживание, а также все аллюры - шаг, рысь, галоп. Оценка езды в манеже определялась баллами: 5 - отлично, 4 - очень хорошо, 3 - хорошо, 2 - посредственно и 1 - слабо.

После манежной езды лошадей испытывали на одно-верстной скачке с двумя препятствиями: земляным валом высотой 70 сантиметров и рвом шириной 1,5 метра. Норма времени - 2 минуты. Если всадник не укладывался в норму времени или не мог преодолеть препятствия, то к участию в главной скачке его не допускали.

Эта главная скачка (ее называли Большим Красносельским стипль-чезом) имела на 4 верстах (более 4 км) 12 препятствий. Основные из них: река, три рва шириной около 2 метров, "укрепление" (комбинированное препятствие, напоминающее современный банкет), дощатый забор, "живая" изгородь, соломенный барьер, вал с "живой" изгородью,плетень. Максимальная высота препятствий достигала 140 сантиметров, ширина по фронту 20 метров.

Для участия в первых соревнованиях записалось 32 офицера. К Большому Красносельскому стипль-чезу было допущено 27. Во время скачек 18 участников упали с лошадей, 8 из них продолжали борьбу за первенство, 2 конника сошли с дистанции. Финишировало 15 человек. Результат победителя был 6 минут 6 секунд, 2-е место - 6 минут 10 секунд, 3-е место - 6 минут 16 секунд.

Правда, впоследствии условия проведения этих соревнований были упрощены: исключили манежную езду и одно-верстную скачку, оставив только стипль-чез, что заметно снизило спортивную значимость Красносельских скачек.

ОБСУЖДЕНИЕ