Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

СТАТЬЯ

"Конное дело не терпит суеты..."

26 декабря 2002

30 ноября в Париже в 31-й раз открылась ежегодная конная выставка Salon du Cheval, которая в течение 9 дней принимала многочисленных гостей.

Автор: Е.Михеева

Выставка занимала 4 павильона, в каждом из которых в течение всей выставки шли представления. Самый большой манеж, напоминающий нам футбольное поле, а москвичам, наверное, Битцу, располагался в павильоне 6, где проходили важнейшие события - в первые дни выставки - международные соревнования по конкуру, позже чемпионат арабских лошадей и 6 и 7-го декабря - ночное шоу. Конкур и шоу - платные мероприятия, билеты на них надо было покупать заранее, и стоили они соответственно 30 и 23 евро (билет на саму выставку - 10 евро).

Вот краткий перечень предлагаемых выставкой зрелищ, который даст представление о размахе ее развлекательной программы: чемпионат Франции на шетландских пони, шоу, представляющие различные породы - хафлингеры, камарги, пони-конемара, разнообразные тяжеловозы, ослики, мулы и проч.; чемпионат Франции по вестерну, загадочная игра "хорс-болл" (нашим корреспондентам удалось увидеть далеко не всё), соревнования по выездке (КЮР, Большой приз), показательные выступления драйверов, шоу амазонок, вольтижировка, выступление национальной конной гвардии, конной полиции, каскадеров, - в этот список вы можете добавить все, что может возникнуть в вашем воспаленном гиппоманией сознании - и не ошибетесь.

В этом году прибавилось количество российских граждан, которым удалось попасть на Салон дю Шеваль. На стенде французской фирмы работала Анастасия Наумова, знакомая читателям журнала "Кони Петербурга" по статьям о цирке (сейчас она учится конному бизнесу в одном из французских университетов). Налаживали контакты с французскими коллегами главы оргкомитетов российских конных выставок. А на трибунах ночного шоу были замечены представители Санкт-Петербурга (В. Степановская, О. Павловская, А. Георгиев, Е. Михеева), Москвы (М. Улитин), Челябинска (Т. Кадочникова), Казани (К. Касимов).

Этим счастливчикам и удалось увидеть искусство воспетого господином Невзоровым Люраши; знакомый по книжкам, но непредставимый в реальности "галоп назад" и многое-многое другое, о чем пойдет речь впереди. Всё - от костюмов до музыки и стиля (породы, масти, характера движений) лошади - создавало образ. Каждый номер представлял собой мини-спектакль. На наш взгляд, взгляд участников всех российских выставок, начиная с 1999 года, в России такого шоу в ближайшие 10-15 лет мы не увидим. И дело не в отсутствии талантов или денег, и того, и другого при лошадях у нас сейчас хватает. Просто конное дело не терпит суеты, оно как английский газон, который просто надо "300 лет стричь и поливать"...

Первые номера не поражали оригинальностью - фигурная смена, Па-де-де. Они были выполнены на достаточно высоком уровне, четко под музыку, без утомительных для зрителя длинных проездов, накладок и ошибок. Затем на манеж в бешеном темпе по одной начали вылетать упряжки - пары и четверики, запряженные лошадьми разных пород - от крошечных пони до шарообразных, но шустрых тяжеловозов. Мы увидели мастерство драйверов, когда упряжки закладывали виражи буквально "на одном колесе" и тут же выравнивались благодаря виртуозному балансированию стоящих на запятках экипажей грумов.

Те, кто знал французский язык, безусловно, пополнили свои знания о конских породах. Диктор активно комментировал выступления, называя не только породы лошадей, но и имена участников, что вызывало бурные овации на трибунах. Надо сказать, что как только обстановка на трибунах накалялась выше предусмотренного режиссером градуса, на смену динамичному номеру приходил лирический, такой, как выступление всадника в белом на ослепительно белой (язык не поворачивается назвать ее даже очень светло-серой) лошади в круге белого света. Во рту лошади была веревочка, всадник управлял ею одной рукой, вторая описывала плавные, почти балетные движения. А лошадь тем временем выполняла фигуры высшей школы.

Фигуры высшей школы, в том числе и "над землей" мы видели неоднократно в различных сольных и парных номерах - и под седлом, и в руках, и на вожжах, и даже под горящей костром попоной - конь чинно вышагивал испанским шагом.

Кстати, на выставке мы узнали о том, что во Франции традиции старой высшей школы верховой езды - "От эколь" (дословно - "высшая школа", как "От кутюр" - "высшая мода") не оторваны от реальности, как это обстоит, например, с Венской школой. Театрализованные, красочные представления берейторов школы в Сомюре - не что иное, как "верхушка айсберга", демонстрация высшего умения берейторов - кадровых французских офицеров, каждый из которых занят в работе с обычными спортивными лошадьми. После упразднения кавалерии как рода войск этот конный центр перепрофилировался с войны на спорт, и сейчас в нем содержатся около 400 лошадей. В Соумюре проходят не только показательные выступления высшей школы, но и турниры по выездке, конкуру, троеборью, драйвингу.

Но вернемся к шоу. Весьма трогательным было выступление задорного семейства - мал мала меньше, такое впечатление, что дети впитали секреты владения телом лошади с молоком матери - работа на вожжах, верхом, сложные элементы вольтижировки, дрессура на свободе - все это выполнялось с блеском.

Очень элегантны были испанские вакеро с длинными пиками. Сумрачные всадники плавно кружили и перестраивались, упирая свои громоздкие орудия в землю или балансируя ими.

Неожиданно под до боли знакомую мелодию "Калинки" на манеж вылетела девушка, стоя на спинах светло-серых коней. То была "венгерская почта", но она отличалась от виденной нами дома как скоростью - ускорение галопа точно соответствовало музыке - так и количеством лошадей - их было 4. Как девчонке удавалось управлять этим "смерчем", осталось для нас загадкой...

А еще было великолепное, наверняка повышающее национальное самосознание французов выступление оркестра конной гвардии. Более 50 рыжих коней стали неотъемлемой частью грандиозной картины, чинно вышагивая под бравыми трубачами и перестраиваясь по 3, 4, 6, 12, 24 - в ряд. Интересно, что единственный серый конь солидного телосложения выступал под барабанщиком, который управлял им... притороченными к ногам поводьями.

Известный конный театр демонстрировал чудеса джигитовки, которую некоторые из нас до сих пор считали типично русским номером. А самый ловкий "джигит" оказался и вовсе чернокожим... правда, и ему не удалось пролезть под брюхом лошади. Возможно, потому, что прогон был ограничен длиной манежа - лошади галопировали не по кругу, а по прямой, от одной короткой стенки до другой. И никто, кроме самих актеров, не следил за скоростью и равномерностью галопа.

Работа всех участников шоу отличалась профессионализмом и артистичностью. В ней ясно отразились и многовековая конная европейская культура, и не прервавшаяся связь времен. В шоу запросто переплетались элементы разных видов конного спорта, театра, цирка и совсем даже необычных, но граничащих с конным миром областей. Так, одним из самых эффектных номеров стал номер с хищными птицами, которые по команде перелетали с перчатки пешего "сокольничего" на перчатку конного, ловя на лету подброшенные в воздух куски мяса. Знатоки отметили высокий профессионализм этой работы, ведь в номере участвовали не только традиционные для охоты ловчие птицы - сокол, кречет, но и совы, ястребы, а в финале - даже гриф, который распахнув огромные крылья весьма эффектно пикировал на зрителей, в последний момент приземляясь на руку "сокольничего", стоящего в тени на трибуне. При этом надо учесть, что птицы работали в условиях, гораздо более сложных, чем на охоте, - ни огромное количество зрителей, ни громкая музыка не смогли помешать их потрясающей сосредоточенности на командах человека.

Одним их наиболее эффектных номеров программы, на наш взгляд, было выступление некоего испанского коллектива. Представьте себе картину: человек на расстоянии 2 -3 метров от лошади показывает ей круговые движения рукой... и она выполняет пируэт. Работая хлыстом, как дирижерской палочкой, и легко и изящно человек... нет, не руководил, а предлагал лошади то или иное движение, и она с радостью подчинялась. Игра человека с конем (причем строго в ритме звучащей музыки), фигуры высшей школы - и все это без седла, без уздечки, "бесконтактно". Как нам рассказали "аборигены", сейчас во Франции очень популярна школа так называемых "гармоничных отношений" (возможна неточность терминов) лошади с человеком - т.е. работа без уздечки. По крайней мере, к стенду, где заполняли анкеты желающие обучаться в этой школе и приобрести кассеты, нам было не пробиться.

Шоу длилось около 4 часов. Оно дало представление о единой системе работы с лошадью во Франции на всех уровнях, которая подпитывается вековыми традициями.

А теперь немного статистики. На сегодняшний день во Франции 25 000 "ипподромных бойцов" - французских рысаков и чистокровных верховых скакунов, 257 ипподромов. В одном только Париже и его пригородах - 8 ипподромов. Ежегодно эта индустрия приносит Франции 36 биллионов франков, проводится 2 232 рысистых заездов, гладких скачек и стипль-чезов. Спортивное коннозаводство. Наиболее популярны у спортсменов французские сели (порода существует с 1958 г.) и англо-арабы (старейший французский студбук - около 100 лет). Поголовье чистопородных кобыл, покрытых в 2001 году, соответственно 13 281 и 2 782 (данные взяты с официального сайта UNIC - www.chevalunic.fr). Для сравнения, поголовье чистопородных маток русских тракенов или буденновцев не достигает 1000 ни в той, ни в другой породе.

Коннозаводчики объединяются в ассоциации "по интересам" (по породам), а государство активно помогает им через специальные организации (Fival, UNIC) работать на благо свое и Франции - готовит пакеты документов на все случаи жизни, рекламирует французское коннозаводство за рубежом и т.д. Кроме того, государство скупает, по возможности, лучших производителей разных пород и содержит их (до 50 жеребцов разных пород) на конных заводах (так называется во Франции то, что у нас является по сути Госконюшней) на радость частным коннозаводчикам. Таким образом, государство имеет возможность влиять на развитие пород в желаемом направлении, не ущемляя права частников.

Ну а нам остается... Учиться, учиться и учиться, впитывая чужой опыт, но оставаясь самими собой. А утешиться можно тем, что на Парижской выставке 1912 года национальная гордость и богатство России - орловский рысак и донская лошадь - имели огромный успех. И по количеству лошадей на тот момент с нами могли конкурировать только Штаты. Но вряд ли стоит забывать, что сегодня орловские призы на Московском ипподроме учреждает ... французская рысистая ассоциация. И конское поголовье нашей страны в 2-4 раза уступает таковому ведущих конных европейских держав.

Не хотелось бы заканчивать рассказ о знакомстве с французским коневодством на этой грустной ноте. Поэтому вспомним, какие у нас есть замечательные и талантливые люди. Подтверждение тому - очередная наша победа на чемпионате наездников в Париже (см. статью В. Степановской).

ОБСУЖДЕНИЕ