Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

ФОТО НЕДЕЛИ


Василий Георгиевич

« к странице пользователя


Василий Георгиевич

Тифлисское военное училище

10 февраля 2012, 03:07:42
Тифлисское пехотно - юнкерское училище (1864 до 1910 год— Тифлисское Михайловское военное училище — 1921 — военно-учебное заведение Российской императорской армии, готовившее офицеров пехоты, г. Тифлис .

История

Тифлисское пехотное юнкерское училище было основано в 1864 году наместником Кавказа Великим князем Михаилом Николаевичем, согласно положения о новой подготовке военных кадров - от 14 июля 1864. Императора Александра II. [1]
Возникновение училища напрямую связанно с военной реформой Д. А. Милютина благодаря которой в 1874 была введена всеобщая воинская повинность. Новые преобразования были направленны на то , чтобы освободить уч. заведения от преждевременной специализации, таким образом, расширить образовательную программу в духе общего и всестороннего развития личности. Что впоследствии привело к значительному подъему умственного уровня и нравственного развития офицерского корпуса Русской Армии..
Тифлисское юнкерское училище ставило своей задачей подготовку офицеров из вольноопределяющих, а также учащихся других учебных заведений,достигшие 16-летнего возраста и допущенных цензовой комиссией к обучению. Ибо согласно реформам с этого времени, прохождение юнкерского курса училищ стало обязательным для всех без исключения. В противном случае они приравнивались по выслуге лет к унтер-офицерам, призванным по рекрутскому набору, а с 1868 года вообще было прекращено производство нижних чинов в офицеры - за выслугу лет. Однако следует сказать ещё о такой форме получения офицерского чина, как производство в офицеры запаса. Право на это имели лица с высшим и средним образованием, выдержавшие льготный экзамен. Которые два раза в течение 6 лет обязаны отбыть военные сборы продолжительностью не менее 6 месяцев.
В начале курс обучения в Тифлисском училище продолжался всего 2 года, причем имевшие аттестаты по окончанию средних учебных заведений (реальных училищ ; классных гимназий) могли поступать прямо в старший класс, сразу на 2 курс обучения .
В младшем классе преподавали, в основном, общеобразовательные предметы — закон Божий, русский язык, немецкий и французский языки; математику, физику и химию (начальные сведения); черчение, географию и историю. В старшем, специальном классе объём и содержание специального образования диктовались знаниями и навыками, необходимыми для командования целым батальоном, здесь изучали - тактику, воинские уставы, военную топографию; полевую фортификацию, сведения об оружии; о военной администрации, военное судопроизводство, военную географию, военную гигиену, иппологию (науку о лошадях).
С 1 сентября 1901 г. Тифлисское юнкерское училище перешло на 3 –х годичный курс обучения, общий целью таких перемен была необходимость дать юнкерам законченное общее образование, и два специальных, в которых военные предметы изучались по углубленной программе военных училищ [2].
По окончании курса юнкера возвращались в свои части в звании портупей-юнкеров и производились в офицеры по представлению начальства. При этом выпущенные по 1-му разряду производились после лагерного сбора по представлению начальства независимо от наличия в полку вакансий, а выпущенные по 2-му разряду — только на вакансии. [3]
Тифлисское пехотное юнкерское училище с начала своего образования зарекомендовало себя как учреждение, дающее своим выпускникам прочные всесторонние знания. Основу образовательного процесса училища составляла учебная и воспитательная работа курсантов под руководством преподавателей и Офицеров из действующей Армии имеющих боевой опыт и отличившиеся при несении воинской службы, такая практика осуществляемая в течение всего срока обучения, позволяла воспитать в курсантах высоко духовные патриотические качества направленные на любовь и преданность своей Родине - Российской империи.
Образовательный процесс проводился как территории училища, в классах и спортивных залах, так на полевых площадях приближенных к реальным условиям несения службы . В начале на лагерное время юнкера приписывались к ближайшим войсковым частям. В 1879 г. специально для училища был открыт лагерь у п. Сурами и направление юнкеров на лагерное время в войска было прекращено.
Тифлисское военное училище всегда являлось известным и престижным учебным заведением России, поэтому большая часть юнкеров составляли дети из интеллигентных и образованных семей. Но вследствие проводимых реформ и увеличения призывного контингента в Русскую императорскую армию , нехватка командного состава стала очевидной, в связи с чем количество курсант военных училищ увеличилось в разы , это привело к тому, что доля детей из офицерских семей, семей дворян, почетных граждан и духовенства имела тенденцию к снижению, а доля выходцев из крестьян и мещан - к росту, составив наконец более четверти всех офицеров и военных врачей и почти 60% военных чиновников.
С первых дней Первой мировой встала проблема укомплектования развертывающейся армии офицерскими кадрами. Ещё до мобилизации вооруженных сил некомплект офицерских чинов составлял около 3 тыс. чел., после приведения армии в военный состав некомплект удвоился. Первые же бои показали, что потери среди офицерского состава будут огромны.→ [4]
С превосходными офицерами Россия вступила в Первую мировую войну, но, увы, в ходе двух первых лет военных действий большая часть кадрового офицерства была выбита. И конечно кадровый состав, и состояние русского офицерского корпуса изменилось не в лучшую сторону.
На примере 13-го Эриванского полка (Кавказской гренадерской дивизии) 3-ю часть командного состава которого состояли выпуски Тифлисского военного училища- можно судить о потерях офицерского корпуса Русской Императорской Армии в Великую войну. → [5]
Поэтому по настоянию военного министра В. А. Сухомлинова о сокращении срока подготовки офицер в военно-учебных заведениях, с 1915 года училище было переведено на ускоренные 4-х месячные курсы подготовки офицер с присвоением воинского звания прапорщик.
Чтобы осознать весь трагизм ситуации, приведем текст телеграммы отправленный 20 октября 1915 г. начальником 71-й дивизии генералу Зайончковскому:
«Все прибывшие до сих пор на укомплектование полков офицеры, как показал боевой опыт и долгие беседы с ними, выяснили, что они,
во-первых, не имеют никакого понятия об управлении огнем в бою, т. е. не знакомы с боевой стрельбой, во-вторых, совершенно не знакомы со штыковым боем и, в третьих, не знают, как им действовать тогда, когда противник их обходит или охватывает. Сплошь и рядом они тревожно доносят, что их охватывает противник, что они скоро будут окружены и т.д. Они не только не знают этого дела практически, что самое главное, но не знакомы с этими вопросами и теоретически. А между тем в последнее время все прапорщики, прибывающие на укомплектование полков, почти немедленно принимают роты, не редко в самом бою, и поэтому практическая их подготовка по этим трем вопросам является одним из главных отделов их обучения»

→ [4]
Из войск с целью инспекционных проверок и выработки срочный мер по устранению недостатков приведенных выше, в конце 1915 г. был откомандирован генерал Б. В. Адамович который в свое время заслужил репутацию выдающегося военного педагога-воспитателя.
Вот как описывает события 17г. выпускник 1913 г.в. офицер-наставник Тиф.Ю.У.Константин Попов.
«В военных училищах шла замена постоянного состава офицеров офицерами с фронта и я попал в число заменяющих. Начальником училища в то время был Генерального Штаба генерал-майор Загю, при котором я был юнкером, и который меня лично знал. По прибытии в училище я был назначен курсовым офицером 7-го уч. отд. в первую роту к капитану Орловскому (Мингрельского полка). В училище я встретился со многими своими товарищами сверстниками, теперь представителями различных полков Российской Армии. Большинство из них были Георгиевские Кавалеры, все неоднократно раненые и обветренные в боевой обстановке. Тут был и мой бывший взводный есаул Прихитько, прекрасный офицер и герой, которым гордится 3-й Пластунский баталион. Тут же встретил я двух своих одноротников и сверстников по выпуску — Кубинца — Арсенашвили и Кавказского стрелка Мирошкина, слава о подвигах и доблести которых вечно будет жить в сердцах знавших их. Из штатных офицеров почти никого не осталось, и сам начальник училища готовился получить высшее назначение на фронт.
Курс обучения в училище был 4-х месячный, после чего юнкера производились в прапорщики и разбирали вакансии по запасным полкам. За такой короткий срок, в былое время, юнкеров едва-едва начинали пускать в отпуск, ибо считалось, что таковой срок необходим для усвоения элементарных знаний для нижнего воинского чина. Теперь в этот же срок должен был быть подготовлен никто иной, как ротный командир. Задача невыполнимая. Злобой дня к моменту моего приезда в училище был отчет генерала Адамовича, незадолго перед этим производившего инспекторский смотр училищу. Отчет был весьма нелестного свойства и произвел своего рода переворот. Генералом Адамовичем были преподаны указания весьма ценных методов обучения, главным образом в поле - показом, и теперь все обучение велось, именно, по ним и давало блестящие результаты.»

→ [6]
В июне 1917 г. после призыва некогда популярного военного министра Керенского в училище была сформирована ударная в 145 человек рота под руководством вышеупомянутого поручика Константина Попова. Тифлисцы ещё не прибыв на фронт смогли отличится тем, что арестовали и чуть было не расстреляли (на тот момент) - главного представителя власти самого комиссара Юго-Западного фронта, руководителя Боевой организации партии эсеров - революционеров. Савинкова [7] , поэтому за якобы контрреволюционную деятельность была расформирована и возвращена в Тифлис. Таким образом, говоря словами К. Попова - так закончилась бездарная затея председателя Временного правительства Керенского.
Дальнейшая судьба Тифлисского военного училища на прямую связана с Октябрьским переворотом , после которого была упразднена вся система военного образования в России , официально в 1918 году училище было закрыто, но фактически руководство училища не подчинилось приказу о расформировании и продолжало свою деятельность, после образования в мае 1918 года - Грузинской Демократической Республики до 1921 года установления советской власти.
В 1921году юнкера Тифлисского Михайловского пехотного училища во главе с начальником училища Чхеидзе Александром Давидовичем приняли участие в боях против регулярных частей Красной Армии.
[править]Хронология событий

1864 г. основание училища, штат юнкеров в 50 человек.
1865 г. начался прием. Учёба продолжалась 2 года.
1866 г. штат юнкеров 200 человек, а в строевом отношении училище составило одну роту.
1871 г. штат был определен в 300 человек; юнкера разделены на две роты.
Ноябрь 1891 года Тифлисское юнкерское училище торжественно отметило 25-летие первого выпуска юнкеров.
1901 г. училище было переформировано; причем открыто 3 класса..
27.01.1903 г. - пожаловано простое знамя обр.1900 г. Кайма светло-синяя, шитье золотое. Навершие обр.1857 г. (гвардейское). Древко чёрное. Изображен Спас Нерукотворный. Судьба знамени неизвестна. Прибивка знамени состоялась летом 1905 г.
1904 и 1905 гг. в связи с Русско-японской войной был произведен ускоренный выпуск офицер.
Перед Первой мировой войны в училище было 4 роты, младших офицеров — 11, юнкеров штатных — 400, сверхштатных — 31
С началом Первой мировой штат училища был увеличен до 700 юнкеров
29 ноября 1914 года Училище посетил император Николай 2-й во время своего визита в Тифлис.
С 1915 года в связи с нехваткой в действующей Армии командного состава, училище перешло на ускоренную подготовку офицер ( 4 месяца) с присвоением воинского звания прапорщик.
В июне 1917 г. в училище была сформирована ударная в 145 человек.Отправка на фронт проводилась в торжественной обстановке в присутствии городского головы Тифлиса г. Хатисова, многих родственников и горожан.
В июле 1917 г. рота юнкеров по приказу ген. Корнилова участвовала в восстановлении порядка на Проскуровском железнодорожном узле, устранив тем самым массовые беспорядки и движение дезертиров.
31 августа 1917 года рота прибыла в Тифлис ( будучи расформирована с пометкой- "за контрреволюционную деятельность")
15-го июня 1918 г. Тифлисское Михайловское военное училище перешло в ведомство грузинского правительства. За ним последовало распоряжение бывшим русским офицерам снять погоны и сдать оружие.
1921 г. Прекратило свое существование, впоследствии на базе училища были открыты артиллерийские курсы РККА
[править]Начальники

29.05.1881-23.11.1889 гг. - подполковник (с 28.03.1882 г. - полковник) Шатилов Николай Павлович
07.01.1890-сентябрь 1892 гг.- полковник Орлов, Владимир Александрович
22.08.1894-29.06.1899 гг. - полковник Колюбакин Алексей Михайлович
28.08.1899-16.01.1901 гг. - полковник Верещагин, Александр Васильевич I
14.03.1901-1.03.1905 гг. - полковник Томкеев Иван Петрович
15.04.1905- 1917 гг. - полковник (с 1.09.1910 г. - генерал-майор ГШ) Загю Николай Михайлович
1918 - 1920 гг. - генерал-майор Квинитазде Георгием Ивановичем.
1920 - 1921 гг. - бригадный генерал Чхеидзе, Александр Давидович
[править]офицеры наставники

Побоевский, Вячеслав Францевич - 1899—1904 должность взводного офицер
[править]офицеры наставники 1917

Шестаков — командир роты. Штабс-капитан.
Орловский Командир 1 роты (1917) Капитан (Мингрельский полк) 1917
Попов, Константин Сергеевич — Курсовой офицер 1 роты (1917) Поручик
есаул Прихитько командир роты. (3-й Пластунский батальона)
Чхеидзе Александр Давидович- Полковник, командир батальона.
Арсенашвили — взводный офицер
Мирошкина -взводный офицер
[править]Известные выпускники

Думбадзе, Иван Антонович (1870—1872) военный и государственный деятель, генерал-майор свиты Николая II градоначальник Ялты, монархист.
Лакербая, Андрей Михайлович (1883—1884) — выпущен унтер-офицером в Сухумский местный батальон.
Захариадзе, Александр Караманович (04.02.1884 - 1956)
Миславский, Борис Филиппович (24.07.1878-06.09.1915)
Петров, Федор Андреевич ( 13.02.1879-01.12.1917)
Отхмезури, Акакий Гаврилович (01.07.1874-20.07.1916)
Шервашидзе, Михаил Леванович ( 24.08.1871-1920 н.ст.)
Склодовский, Виталий Каэтанович ( 27.04.1875-16.03.1918)
Джиджихия, Артемий Мурзаканович (02.01.1874- 31.12.1938 н.ст)
Андгуладзе (Ангуладзе), Георгий Бежанович 17 октября 1866 г. Умер 23 марта 1948 г. в Сент-Женевьев-де-Буа (Франция).
Моисеев, Дмитрий Ефимович (19.09.1854 - 1921)
Попович-Липовац, Иван Юрьевич — генерал Российской императорской и Черногорской армий, участник шести войн и многих восстаний, Георгиевский кавалер, талантливый поэт, путешественник, ученый-этнограф, актёр и драматург.
князь Мачабели, Георгий Михайлович (03.04.1862)
Мачавариани, Давид Михайлович (30.08.1864)
Шульц, Иван Александрович (06.03.1860)
Черков, Павел Платонович (01.11.1846)
[править]Примечания

↑ пр. первоначально подобные училища создавались на базе корпусных штабов но, они имели существенный недостаток :1) отсутствие общей согласованной программы обучения;2) отсутствие единой организации.
↑ это,впоследствии позволило без особого труда, перейти на полноценный курс военного училища
↑ С 1880 г. с упразднением в войсках звания портупей-юнкеров, выпускники переименовывались в подпрапорщики. С 1901 г. по окончании курса юнкера производились в подпоручики армейской пехоты.
↑ 1 2 http://www.sgu.ru/files/nodes/10090/011.pdf
↑ Эриванский 13-й гренадерский полк
↑ Русская армия в Великой войне: Воспоминания кавказского гренадера
↑ убийцы командующего Черноморским флотом адмирала Чухнина Г.П.1906 году.
[править]Литература

Воспоминания кавказского гренадера, 1914—1920. Белград, Русская типография, 1925. Попов, Константин Сергеевич
ИНСПЕКЦИОННЫЕ ПОЕЗДКИ ПО ВОЕННО-УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМГЕНЕРАЛ-МАЙОРА Б. Д. АДАМОВИЧА В 1915 – 1916 гг.
Российские юнкера, 1864—1917. История военных училищ 2M издано в 2002 г. в серии Военно-историческая серия «СОЛДАТЪ»
"Русский офицерский корпус С. В. Волков"
[править]Ссылки

„Русска Императорская Армия“
Нагрудный знак
Список юнкеров Тифлисского военного училища
„Зарождение. Юнкерские училища“

Примечания: пардон ссылок не даю статья написана лично мной в исторических целях как сопутствующий справочный материал. С уважением Василий!

ОБСУЖДЕНИЕ