Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

ФОТО НЕДЕЛИ


КыЛя

« к странице пользователя

Vikarus

про настроение.

10 сентября 2006, 11:28:56
наверное, не следует читать все, что я пишу в дневнике. Как человек настроения, я живу теми моментами, которые происходят "сейчас" и если уж совсем туго или наоборот хорошо, то я так об этом и говорю. Порой другие начинают пинать, да еще и очень сильно. Отчего я понимаю, что был прав тот, кто сказал: "язык мой - враг мой". Однако, прямота и жизнь по настроению - это тот путь, которым я иду. Если быть честным со всеми, они начинают быть тоже такими. И можно услышать в свою сторону не только хорошие слова, но и отличную критику, и придирки, и недовольства. Ибо таким образом можно понять - к чему же, наконец, идти, к чему стремиться. Если чего-то не получается, то так просто - опустить руки. Кто-то мне говорил, что надо быть к миру злее... Но злость полезна (я считаю) только в редких случаях, когда слишком много накопилось... Злость полезна, когда тебе говорят, что ты не прав / не права. Это принуждает не опускать руки... С другой стороны, хорошее слово помогает сделать все то же самое, но еще лучше... Подумать только - кому все это надо - ездить по разным местам, к черту на рога... чтобы потом выложить пару-тройку фото на сайт... Но это надо. В первую очередь мне самой, потому что самовыражаться имеет право каждый. И если душа хочет, я иду у нее на поводу.
Бородино... да, съездила... дорога заняла так много времени и отняла так много сил... но не это гдавное! Главное, что со мной был кто-то, не менее одержимый. Главное, что фото смогут увидеть те, кто находится далеко и просто физически не в силах бывать в разных местах.
А депресняки... ну, это тоже такое самовыражение... Просто надо же как-то чувствовать жизнь и с другой стороны...
Хе-хе-хе... Зато поганое настроение позволяет создавать стихи и подбивает на другое творчество. Словно это дверь к потаенным уголкам души.

ох, во понаписала...
не читайте это, народ... нафик. Просто мысли вслух...
^^
я вот даже написала в дневник (обычный, бумажный) этот девиз:
Все время улыбайтесь - это заставляет людей задумываться о том, что вы что-то замыслили.
Про то, что надо вести себя так, чтобы другие ни о чем не догадывались... хи-хи-хи... и вообще...
Всем удачи, в общем, и хорошего настроения.

п.с. Уезжаю к друзьям в Новосибирск. Вот это я считаю настоящим приключением и тем, к чему надо стремиться!

я четвертьмильная лоФадка

27 июля 2006, 00:49:21
Я Кватерхорс!Повороты судьбы вам не страшны. Вы легко срезаете острые углы. Вы готовы пробежать много миль. Вы можете предугадывать желания партнера. Спокойная жизнь не для вас -салуны, стрельба и луга -вот что вас привлекает. Однако после тяжелого дня вы не прочь вернуться в уютную конюшню и расслабится за кружечкой ячменного напитка, скинув тяжелое седло.Узнайте, какая Вы лошадь?

Кристина

Бархот

26 июня 2006, 23:17:21
Автор: Л. В. Игнатенко


Я помню, давно учили меня
отец мой и мать:
Лечить - так лечить,
любить - так любить,
Гулять - так гулять,
стрелять - так стрелять.
Но утки уже летят высоко -
летать - так летать,
Я им помашу рукой.
А. Розенбаум

Бархат. Для меня в этом слове сосредоточена целая жизнь, целая эпоха. Бархат - это живая легенда в моей судьбе, которая связана с лошадьми.
Коневодам и спортсменам со стажем известно это имя. Вспоминают его все по-разному, но вспоминают, потому что судьба этой лошади была яркой и незабываемой. Что всегда говорил обыватель? - "Маленький", - для жеребца-производителя и спортивной лошади это звучало, как приговор. Однако истинные знатоки умели по достоинству оценить эту лошадь.
Жизнь нашего Барсика была суровой, он никогда не отдыхал, всегда был в деле. Спорт, прокат, съемки, племенная работа - все было ему по плечу. Он ничего не боялся в этой жизни, ну, разве что уколов, но такой сильной личности можно простить маленькую слабость.

Жизнь Бархата начиналась обычно. Он родился 22 декабря 1974 года в Белоруссии, под Минском в конном заводе имени Доватора, начконом которого был истинный знаток породы Борис Васильевич Камзолов. Именно благодаря его стараниям лошади этого завода долго сохраняли тип, присущий старотракененской лошади в сочетании с высокой работоспособностью. Мать Бархата, гнедая Бесприданница, принадлежит к старому восточно-прусскому семейству Лоре, которое развивалось в Тракененском конном заводе до 1944 года. Отец - рыжий Хитин - представитель линии Купфельхаммера -Парсиваля. К ней принадлежат такие известные лошади, как Хромоген (Хохот-Эмаль) - чемпион Литвы по конкуру 1972 года, Хобот (Hassgesang-Beroline) - отец олимпийского чемпиона Ихора (от Инфры) и Руха (оба - украинской пор. гр.), Пингвин (от Выходца), Хоккей (Хохот-Эмаль), выступавший на всероссийских и республиканских соревнованиях по троеборью в 1961-1971 гг1 (какое долгожительство для троеборной лошади!).
В тракененском коннозаводстве есть такой термин "гросстракенен". Так называют лошадей, все предки которых пошли от маток и производителей, родившихся в конном заводе "Тракенен". Сейчас таких лошадей остались считанные единицы и у нас в России, и, тем более, за рубежом. Бархат относился к их числу. Такие животные, как он, являются чрезвычайно ценными для сохранения и развития породы. С зоотехнической точки зрения, Бархат - жеребец с консолидированной наследственностью, несущий в себе золотой запас породы, который нужно только грамотно сохранить и передать дальше следующим поколениям, в которых и проявятся все положительные качества, присущие настоящей тракененской лошади.
Бархат обладал крепкой конституцией, отменным здоровьем, высокой и стабильной работоспособностью. Он дожил до 25 лет и оставил после себя около 40 потомков. Кому-то это число покажется небольшим, но если принять во внимание все факты его славной биографии, оно будет огромным.
Эта лошадь обладала уникальным экстерьером: очень красивые голова и шея, правильная и крепкая линия верха, хорошие суставы и конечности, глубокая и широкая грудь. Он был породным, костистым и массивным жеребцом, но при этом - очень сухим. Такое сочетание является большой редкостью, так как массивные лошади, нередко отличаются сыростью и грубостью, а нежные и сухие - беднокостностью, узким и неглубоким корпусом. И те, и другие - некрепкие и недолговечные, что непростительно для спортивной лошади, для которой наиболее ценным качеством является массивная элегантность в сочетании с крепостью. В бонитировке, которая была проведена специалистами ВНИИ коневодства, когда Бархату было 23 года (!), встречаются только оценки "8" и "9" и не указано ни одного экстерьерного недостатка, кроме бельма, трещины копытного рога и косолапости (все - приобретенные).
Бархат почти не болел. По крайней мере, в моей памяти не сохранилось воспоминаний о том, что он простудился, хромал или страдал коликами. Умер он в 25 лет от сердечного приступа. Умер, потому что сделал все, что смог, потому, что ему пора было уходить и еще, может быть, потому, что не поверил чужим людям, засомневался: вдруг его бросили?
До двух лет Бархат жил в заводе, а потом был куплен в учебное хозяйство "Пушкинское" ЛСХИ тогдашним директором С.К. Поплавским. Станислав Константинович обратился к Б.В. Камзолову с просьбой подобрать ему лошадей так, чтобы жеребец подходил к кобыле, и эта пара могла давать хороших жеребят. Камзолов посоветовал ему купить Бархата и Рею, а так как у Реи была подружка Иллюзия - не-разлей-вода, то в Питер они приехали втроем. Хозяйство тогда возглавлял Ким Дмитриевич Ермолаев, под руководством которого Бархат начал свою спортивную карьеру. По словам очевидцев, Бархат показал себя агрессивным в заездке, однако, потом (видимо, когда понял, чего от него хотели), на протяжении всей жизни, он находил контакт с любым всадником, а его дети всегда были общительны, добродушны и покладисты.
Первые пять лет своей спортивной карьеры Бархат учился и выступал под седлом Надежды Кононовой. Именно с ней он успешно участвовал в соревнованиях по конкуру в Ленинграде, Ленинградской области и Северо-Западной зоне. Затем, с возрастом, он плавно изменил специализацию, перейдя в двоеборье, а затем - в выездку. Закончил выступать он в возрасте 18 лет, обнаружив, таким образом, удивительное спортивное долголетие. Сколько всадников было у Бархата - сейчас сложно подсчитать. С каждым из них он находил контакт и мог показать, на что этот человек способен. Он никогда не оказывал спортсмену открытого сопротивления, но высокий результат мог показать только под внутренне сильным и мудрым всадником. Он очень доверял людям и требовал такого же отношения к себе. Он был "отдатлив" в работе, чуток, но, в то же время, очень самостоятелен. У этого жеребца была очень сильная аура, и все окружающие без сопротивления попадали под ее влияние. В судьбе каждого человека, который имел дело с Бархатом, этот жеребец оставил незабываемый след.
Могу назвать лишь несколько имен всадников, которые ездили и выступали на Бархате: Надежда Кононова, Евгений Прокашев, Наталья Дергачева, Марина Плихта, Анна Казакопцева, Ирина Полякова, Наталья Полякова, Алла Гуцева и многие, многие другие.
В спорте его отличали бойцовские качества и бешеная работоспособность. Он жил по принципу: работать - так работать, отдыхать - так отдыхать.
О драчливости Бархата ходили легенды. Он никогда не уступал сопернику, будь то огромный ганноверан или горячий полукровка. Как и люди небольшого роста, он был очень энергичен, и ему приходилось постоянно напоминать о своем существовании. Опытные жеребцы не вступали с ним в бой, даже когда он был уже в возрасте, заранее признавая его лидерство. Молодые, конечно, напирали, пока не понимали, что Бархат никому не уступит свое место. А завоевать это место было ох, как трудно. Все его тело было покрыто шрамами, как и положено настоящему мужчине.
В одной драке ему сильно повредили левую половину крупа. На конюшне учхоза ночной конюх тетя Дуся (старожилы помнят ее) выпустила Бархата из денника к поилке попить, а он, вместо этого, пошел и открыл дверь огромного ганноверского жеребца Варяга (или наоборот, Варяг открыл Бархата, подробности исчезли за давностью лет). Драка была страшная. Потом Марине Борисовне Плихте принесли кусок крупа, выкушенного у Бархата Варягом. Этот случай оставил Бархату огромный шрам на всю оставшуюся жизнь, но ничуть не убавил ему бойцовского пыла.
Случались и казусы. Как-то ни за что пострадала кобыла Беспримерная, которую Бархат по своей горячности принял за жеребца. Наверное, потом долго извинялся.
Вообще женщины, т.е. кобылы, его уважали, он никогда не применял к ним силу, всегда был вежлив и корректен, хотя и обидчив. Настоящий джентльмен.
Потомством Бархат начал обзаводиться лишь в зрелом возрасте, когда конюшню учхоза возглавила Марина Борисовна Плихта (ныне Маланичева). Именно он, как производитель, положил начало племенной ферме учхоза "Пушкинское". И сейчас костяк маточного состава племфермы - дочери и внучки Бархата. Часть кобыл попала в производящий состав ф/х Маланичевых, две кобылы находятся на племенной ферме КСОО "Зевс", есть его потомки и на п/ф АО "Акрон", в Беларуси и у частных владельцев. Из жеребцов-сыновей Бархата - интерес представляют Каламбур от 992 Купавы, Тибет и Тайбэй от ч/в Тираны, Нах у частного владельца О. Кейн, а также жеребец Рубикон от Роскоши, 1977 г.р., Арбалет от Азбуки 1999 г.р. в учхозе "Пушкинское".
Последние жеребята родились в 2000 году на племферме АОЗТ "Русско-Высоцкая".
Если размышлять над ролью производителей и маток в породе, то можно предположить следующее. Жеребцы - это фасад породы, кобылы - его фундамент. Опытные коневоды говорят, что хороший жеребец - это ползавода, а без кобыл завода просто нет. Поэтому, если задуматься, Бархату судьбой была отведена роль закладки фундамента породы, цементирования ее своими редкими качествами. Исследователями ВНИИ коневодства было установлено огромное влияние дочерей 77 Хризолита и маток этой линии, к которой принадлежал Бархат, на породу (см. выше). В их числе: 69 Альманах, 6 Арахис и 84 Харлей (мать 332 Хрупкая от Хризолита), 14 Глухарь (мать 302 Хвоя л. Купфельхаммера), 67 Этюд (мать Хартия - сестра Хризолита), 104 Хозяин (мать 299 Хапуга от Хризолита), 119 Холл (мать 316 Хозяйка от 56 Хохота (сына Хризолита). И, конечно же, знаменитая 285 Хаза от 77 Хризолита и 118 Западни - мать выдающихся производителей 107 Хоккея от арабского Померанца, Херсона от 109 Эола, Хаймата от Маата. Этот список далеко не полный.
Жеребец за свою жизнь дает до сотни потомков, он определяет будущее породы, на фасаде которой архитекторы апробируют разные стили: готика, ампир или модерн. Кобыла дает потомство в пределах 10 голов, но это база, основа породы, которую надо беречь и умножать.
Из наиболее выдающихся детей Бархата следует отметить Небоскреба (от б/п Назии) - чемпиона Ленинграда по конкуру 1989 года, Эльбу от 1029 Эскадры (II место на испытаниях молодняка в 1991 году), Бахрому от ч/в Хрупкой - победительницу в "молодом двоеборье" 1990 года и многих других.
Успел Бархат и в кино посниматься. Он участвовал в таких картинах, как "Уникум", "Летучая мышь", "Последняя дорога", "Молодая Екатерина". На съемках последней картины его партнершей была молодая, подающая надежды англичанка, ныне - звезда Голливуда - Джулия Ормонд.
Все, кому довелось ездить или общаться с Бархатом, запомнили его душевной лошадью. Конечно, он пугал заходивших к нему в денник, поджатой ногой и прижатыми ушами, но никого никогда не ударил и не укусил. А пугал он лишь для приличия, чтобы имели к нему люди должное уважение и не относились слишком уж панибратски. Как и всякая лошадь, любил он сухари и морковку, за что награждал щедрых посетителей поцелуем.
Л. В. Игнатенко
Постскриптум.
Сердце Бархата похоронено в поселке Кондакопшино, вблизи Таицкого водовода, где сейчас находится конюшня учхоза "Пушкинский".
Автор выражает огромную признательность М.Б. Маланичевой-Плихте, Н. Дергачевой, Л.И. Кузнецовой за помощь в написании статьи.

Vikarus

............

21 июня 2006, 12:24:19
в общем это... я вправду думала, что никто на дневники не ходит.... а настроение пакостное - все жара. Душно, подъезд покрасили - краской воняет так, что окна не открыть, сверху что-то сверлят полдня, голова болит, на фотку с кровью на трензеле написали кучу гадости, к коняшкам съездить - не хочется, потому что "там" и без меня хлопот хватает... настроение фу... Да еще и все друзья поразъехались по дачам, а я тут в этом городе...... Фссе... еду в выходные за город... Так, мысль о том, чтобы прихватить фотик - нука прочь! Кыш, сказала! Вот привязалась... Да, болезнь... не лечится... День-два снимаю, неделю отдыхаю и опять хочется.... Но с понедельника по четверг упорно хочется "никогда больше не фотографировать"! па-ра-докс... :))

финиш

21 июня 2006, 11:35:20
Что-то незаладилось... и как-то даже грустно - ну почему когда делаешь некрасивые фото - всем нравятся, а когда выкладываешься на 200% - никто даже не замечает? Наверное, надо бросать нафик все это.......... Потому что ни настроения, ни желания, ни азарта я уже не вижу. Тупое "надо" как-то тоже напрягает. Снимать соревнования - так фото никому, по сути, не нужны. А лошади опять все закончились, и никто не хочет сниматься... Ох, пишу тут сама себе, накручиваю вот... все равно в дневник больше никто не заходит. Ладно, девочки-мальчики, надеюсь, никто не заметит, что одним фотографом стало меньше........

Кристина

Правильная ли у тебя лошадь

5 июня 2006, 18:10:08
Суждение об экстерьере
Оценка экстерьера конкурной лошади отличается от оценки жеребцов-производителей, маток и других лошадей. Главными положительными качествами хорошей конкурной лошади являются её сбитость и чётко выраженные углы задних конечностей. Если есть эти качества, то к другим недостаткам можно отнестись снисходительно.
Сбитость
Будущая конкурная лошадь не должна иметь длинную спину, и тем более, мягкие спину и поясницу. Лошади с такими недостатками под седлом разделяются как бы на две части. Если при этом у них прямой круп и плохое строение задних конечностей, то это совсем плохо. Лошадям, состоящим из 2-х частей, намного тяжелее перенести вес с задних конечностей на передние. У них нет тех возможностей, которыми должны обладать хорошие лошади для конкура.
Спина конкурной лошади должна быть такой длины, чтобы лошадь по формату напоминала прямоугольник, скорее даже квадрат, но не укороченный. Эти лошади имеют укреплённую спину, что снимает часть трудностей при их подготовке. Особенности скоростных паркуров требуют лошадей удлинённого формата, так как они более устойчивы и падают не так часто как другие. Лошади с короткой спиной должны плохо прыгать параллельные брусья, хотя бывает и другое мнение. Так, например, мои лошади Retina и Original Holsatia имели короткую спину и по экстерьеру приближались к квадрату, но широтные препятствия обе прыгали в совершенстве.

Угол задних конечностей
Задние конечности должны быть чётко выражены в суставах, голень должна быть длинной и косо располагаться к седалищной кости. Скакательный сустав не должен быть прямым, но очень большой угол также не желателен. Конечно бывают исключения и в строении суставов. У моих лошадей, например, у Финала (Final), скакательный сустав был прямым, но зато коленный - острым, так что недостатки скакательного сустава несколько компенсировались.
Задние ноги всегда должны быть подведены под центр тяжести лошади.Всадники, занимающиеся выездкой, предпочитают лошадей с более длинной и мягкой бабкой, потому что этим обеспечивается эластичность движений и на лошади удобнее сидеть. Раньше думали, что для конкурной лошади предпочтительнее иметь мягкие бабки, как более упругие. Я думаю, что мягкие бабки для конкурной лошади нежелательны и даже опасны, так как при толчке бабки задних и при приземлении - бабки передних, на больших высотах так прогибаются, что почти касаются земли. В связи с этим сильно деформируется путовый и венечный суставы. Короткие бабки более устойчивы. У моей лошади Диаманта (Diamant), полубрата Метеора, были короткие и прямые бабки, но углы между коленным, скакательным и путовым суставами были так хорошо выражены, что он обладал эластичными движениями.

Основа конкурной лошади - фундамент, то есть конечности. Их крепость должна проявляться во всём: чистые, плотные, хорошо натянутые связки и сильные, широкие, сухие суставы. Учение об экстерьере требует для лошади иметь короткие трубчатые кости, чтобы соотношение предплечья к пясти составляло 2:1. К этому показателю следует относиться очень осторожно. Он, во многом, зависит от правильной селекции. Часто у чистокровных и полукровных потомков мы встречаем длинную пясть, не соответствующую данному соотношению. Для меня это крайне нежелательно, так как короткая пясть способна выдерживать большие нагрузки. Старые коневоды раньше очень строго относились к ногам лошади. Некоторые лошади, в том числе конкурные, на протяжении всей своей карьеры имели козинцы, полученные по наследству. Такие лошади ломаются, но редко. Скорее оттого, что связки этих лошадей тщательно оберегаются. У Халы, например, был козинец, позднее был козинец и у Армальва, но они с этими недостатками дожили до старости.

Запавшее или "телячье" запястье намного опаснее для прочности связок и кроме того у таких лошадей часто плохая техника сгибания передних конечностей. В настоящее время редко, но встречаются пороки в постановке конечностей: сближенность скакательных суставов, косолапость или размёт, я не буду возражать, если у конкурной лошади эти недостатки будут слабо выражены. Такие недостатки устраняются и корректируются ковкой, но их лучше не трогать, если они сильно выражены., так как могут возникнуть накостники и хромота. Требует размышления вопрос о том, какие должны быть копыта у лошади: широкие или узкие. При приземлении, нагрузка на маленькое копыто значительно больше, чем на широкое, поэтому лошади с маленьким копытом чаще хромают. Передние ноги, в силу большой нагрузки часто расковываются. Хороший рост копытного рога позволяет чаще перековывать лошадей. К сожалению, копытный рог растёт не так быстро, поэтому у Метеора подковы держались на очень низко забитых гвоздях.


Работа шеи и плечевого пояса
Шея, как балансир, имеет большое значение при обучении лошади. Идеальной является длинная шея с сильной верхней мускулатурой, гармонично суживающаяся к голове. Говорят, что лошади с длинной шеей на прыжке лучше уравновешены. Я встречал много хороших конкурных лошадей с короткой шеей. Я всегда предпочитаю лёгкую, тонкую и нежную шею лошади. Такие лошади от природы очень легки в управлении, так как всадник сохраняет хороший контакт со ртом, и она тоньше чувствует, воспринимает управление. Но если при этом у лошади длинная спина, плохая почка, углы задних конечностей выражены недостаточно, то у всадника очень мало возможностей собрать лошадь между препятствиями и вернуть ей необходимую упругость для выполнения следующего прыжка. Низкий выход шеи, напротив, не мешает лошади, если она правильно работает. В этом случае, ей надо дать больше времени и возможности, чтобы она смогла сработать. Прямое плечо приводит к тому, что преодолевая барьер, лошадь плохо сгибает передние ноги, заносит их в сторону, или оставляет сзади. Этого ни в коем случае не должно быть. Техника прыжка должна быть оптимальной, поэтому я против прямого плеча. Конечно, в дальнейшем, у лошади с экстремально прямым плечом от природы, с помощью галопа углы раскрываются и развиваются, но в сложных ситуациях, такая лошадь всегда будет испытывать трудности.

Влияние экстерьерных недостатков на верховые качества лошади
Так же часто как низкая шея, встречается тугой затылок и узкий ганаш. Эти недостатки удлиняют процесс подготовки лошади. Однако из-за этих недостатков всадник не должен отказываться от лошади, обладающей хорошим прыжком, если она отлично работает и охотно всё выполняет. К категории экстерьерных недостатков можно отнести также строение холки. Желательно хорошо выраженная холка с постепенным переходом в спину. Благодаря этому седло лучше лежит и не связана работа шеи. Этот недостаток очень важен для всадника, занимающегося выездкой, так как хорошее положение седла может компенсировать действие короткой шеи. Для конкуриста этот недостаток не так важен. Перестроенность также не имеет значения, в отличие от лошадей для выездки.

Основные аллюры
Мы не требуем высокого качества всех видов движений. Эти качества во многом зависят от породы. Так, например, ирландские, не очень хорошо движутся рысью, но имеют высокую технику прыжка. Немецкое племенное коннозаводство требует от лошадей хорошего качества движений на всех аллюрах, поэтому у конкуристов не возникает проблем.

Шаг
Лошадь должна иметь старательный, эластичный, свободный, упругий и широкий шаг, по которому опытный наблюдатель может сказать будет ли эта лошадь прыгать. К тому же, хорошо, если лошадь компактна, с хорошим строением конечностей и живым, темпераментным глазом. Если лошадь имеет вялый, тяжёлый, бессильный шаг, при этом задние ноги её отставлены, то к этой лошади можно отнестись скептически, так как другие виды аллюров будут нести тот же отпечаток.

Рысь
Отличительной особенностью нашего коннозаводства является то, что о прыжковых задатках судят по рыси лошади, по энергичной работе задних конечностей в начале и в процессе движения, по эластичности. При этом важно резкое энергичное отталкивание задних ног непосредственно в начале движения и не только на прибавленной рыси. Недаром часто рысаки бывают хорошими конкурными лошадьми. Большая площадь захвата, присущая им, зависит прежде всего от фундамента. Они не всегда легки на паркуре, потому что часто между прыжками, особенно в системах, переходят с галопа на короткую рысь. Чудовищный толчок задних ног делает рысаков пригодными для конкура. При этом следует отметить, что они добродушны и имеют уравновешенный темперамент.

Галоп
Галоп верховой лошади должен быть ритмичным, плавным и "шарообразным". Лошадь от природы должна подставлять далеко под центр тяжести внутреннюю заднюю ногу. На галопе лошадь также должна энергично отталкиваться от почвы. Лошадь с таким галопом несёт себя сама и всаднику намного легче заниматься её подготовкой, так как она легко поднимается в галоп, её задние и передние ноги не перегружены. В выездке желателен галоп вверх, для конкуристов такой галоп нежелателен. Путь в воздухе стоит времени. Я, например, раньше часто думал, что Н. Winkler на Hala медленно едет, а в действительности он еще долго побеждал меня по времени на Хале, с короткими скачками галопа. Важно помнить, что лошади с очень длинными скачками тяжелы для конкура. Если лошадь не попадает в точку отталкивания, то сокращением или удлинением темпа галопа можно исправить положение. Так лошадь с длиной темпа галопа 3,8-4 м, в естественных условиях может также уложиться, как и лошадь с темпом 3,3-3,8 м. Молодые лошади с длинным темпом галопа, когда ещё боятся прыгнуть издалека, часто делают длинный темп и встают непосредственно перед барьером. По моему мнению, на паркуре более резвы те лошади, у которых частый, от средней длины до короткого, очень энергичный темп галопа.

Задатки к прыжку, как основное зерно оценки
После осмотра экстерьера и двигательных качеств, лошадь показывают на прыжке, для оценки её возможностей, техники и ловкости.

Требования к прыжку на свободе
Во время напрыгивания молодой лошади на свободе, я сначала допускал принципиальные ошибки, потому что поднимал жерди всё выше и выше и заставлял её прыгать. Для оценки техники, достаточно два или три раза посмотреть лошадь на прыжке 90-120 см. Если после этого истина не выявлена, то прыжок повторяют. Что касается высоких препятствий, то можно лучше определить прыжковые задатки, немного потренировав лошадь на низких барьерах, чем на высоте 150 см. При преодолении высоких препятствий, молодая лошадь чрезмерно напрягается, особенно, если она не знакома с такой высотой. Для неё это небезопасно и необходим сильный посыл голосом и хлыстом. На низком барьере, наоборот, лошади предоставляется больше самостоятельности и не надо прибегать к средствам воздействия. При этом можно наблюдать за игрой ушей и глаз, следить, насколько внимательна лошадь при подходе к препятствию, как она "думает и действует". Это важно наряду с техникой прыжка. О прыжковых задатках можно узнать по энергичному и упругому отталкиванию лошади на невысоких препятствиях. Хотя и без этого, еще по впечатлению от оценки двигательных качеств можно сказать, достаточно эластична лошадь или нет. Нельзя ожидать, что молодая лошадь точно рассчитает точку отталкивания. Рассчитывать расстояние до препятствия, удлинять или сокращать темп галопа она учится в процессе тренировок. Очень важно для оценки, помогать ли лошади, если она толкнётся рано или слишком поздно. Будущая конкурная лошадь в таких ситуациях должна обладать определённой ловкостью и хорошими реактивными способностями. Часто случается, что молодая лошадь от природы работает так же как опытная и мгновенно вытаскивает, опустившиеся в оксер, задние ноги.

Баскюль, техника работы передних и задних конечностей
Идеал врождённой техники прыжка конкурной лошади включает: хорошо сгибаемые в суставах передние и задние конечности, большой баскюль, и, так называемый, низкий нос, длинную шею, несвязанную и гибкую спину. Лошади, у которых висят передние ноги, или они заносят их в сторону, легко допускают ошибки, особенно, если лошадь подошла близко к барьеру. Эти ошибки очень серьёзны и исправляются только в самом начале тренировки. Всадникам необходимо заставлять таких лошадей отталкиваться раньше. Лично я, лошадей с такой техникой работы передних конечностей, отвергаю как конкурных для большого спорта. Не вызывает опасений, если лошадь при прыжке широко несёт передние ноги. Это вызвано недостаточной ловкостью и устраняется гимнастикой. У иных лошадей предплечье висит даже после подбивки. Такая техника не является безнадёжной. Если лошадь один раз заставить толкнуться раньше, то она, чтобы избежать ошибки, вынесет предплечье далеко. Лошади, которые в таких ситуациях мужественно прыгают, вынося дальше передние ноги, могут рассматриваться как способные для конкура. При обучении таких лошадей нормальному отталкиванию, оптимальная техника прыжка сохраняется. Лошади с плохим баскюлем могут прыгать большие высоты, если они обладают хорошей техникой прыжка. Но это им тяжело даётся. Если у лошади, прыгающей с "низким носом" и с согнутой спиной, задние конечности проходят выше падающей траектории прыжка, то лошадь с закрепощенной спиной не может так хорошо согнуть задние ноги. Необходимо принимать во внимание то, что у некоторых лошадей в начале траектории прыжка шея и спина работают хорошо, то при снижающейся траектории, шея поднимается раньше, вследствии чего холка и спина обрываются и легко может быть допущена ошибка задними конечностями.
Всадник должен быть осторожен с лошадью, имеющей плохой баскюль. Можно выработать хороший баскюль, но плохую работу спины и шеи можно исправить только относительно. Работа по устранению этого недостатка длительна, чаще всего благодаря тренингу на соответствующих препятствиях и при корректирующих прыжках. При этом важно помнить, что старые ошибки легко повторяются вновь. Лошадь сбивает барьер задом, если в момент преодоления препятствия, её задние ноги относительно долго проходят над вершиной препятствия. Два-три года систематических тренировок исправляют этот недостаток. Халла, например, в начале своей карьеры, медленно сгибала задние ноги, но в силу большой интеллектуальности и чувствительности полностью исправила эту ошибку. Другой случай был с Porta Westfalika. Кобыла имела супертехнику передних конечностей. Задние ноги не так хорошо работали, а так как она была скоростной лошадью, то при преодолении широких оксеров допускала ошибки. Другой недостаток техники, заключается в том, что при прыжке лошадь убирает задние ноги быстро и далеко под живот. Чаще это явление встречается у трусливых и робких лошадей, при их оценке необходима осторожность. Этот недостаток исправляется, когда лошадь привыкает к прыжкам. Подобные ошибки встречаются и у способных лошадей, при раннем напрыгивании, в дальнейшем их можно исправить.


Значение чувствительности ног
Наряду с природными способностями к прыжку, будущая конкурная лошадь должна обладать чуткостью и чувствительностью ног. Так называемые "холодные лошади" или лошади с "холодными ногами", которые сбивают жерди снова и снова, вследствие своей флегматичности, редко становятся хорошими в конкуре. Благодаря сильному влиянию чистокровных английских производителей, наши лошади в настоящее время в целом благородны и чувствительны. Конкурист всегда может найти лошадь, прыгающую чисто. Способы, ранее применявшиеся в кавалерии, чтобы заставить лошадь прыгать чисто, в настоящее время больше не применяют. Сильная чувствительность ног имеет и обратную сторону. Мне всегда приходилось бинтовать на выступлениях Финала из-за высокой чувствительности. Для сильного всадника это качество прекрасно. В серии из 40 стартов, он не сделал ни одной ошибки. Таким же был и Дональд Рекс у Альвина Шокемюле. Таких лошадей очень важно подводить на препятствие в "расчёт". Если они допускают ошибку и ударяются о тяжёлое препятствие, то потом становятся нерешительными, осторожными и могут закинуться. Особенно, если видят, что не попадают в точку отталкивания и ошибки нельзя избежать. Нужно точно оценивать свои способности, прежде чем взять такую лошадь для подготовки. Если эти лошади "тяжелы" в езде, надо быть очень терпеливым, чтобы восстановить доверие лошади. С чувствительной лошадью нельзя быть на 100 % уверенным в успехе, даже если на ней очень сильный всадник. На Олимпиаде в Стокгольме в 1956 г., я решительно выбрал Метеора вместо Финала, чтобы не пострадала команда, так как Метеор в этом отношении был более надежен.

Важные внутренние качества конкурной лошади
У хорошей конкурной лошади, наряду с прыжковыми способностями, должен быть бойцовский характер. А также, я уверенно могу здесь употребить это слово, высокий интеллект. Из этих личных внутренних качеств складывается классная лошадь. Всегда есть отдельные рекордисты - прыгуны, которые по прыжковым способностям превосходят других лошадей, но не располагают бойцовскими качествами и интеллектом. На удобных паркурах эти лошади не подводят. Но на разнообразных маршрутах, в замысловатых ситуациях, на незнакомых барьерах, они годами не могут достичь успеха. Метеор не был абсолютным рекордистом в прыжках на мощность, но свои 2 метра прыгал и в дождь, и в слякоть, и даже в преклонном возрасте. Это его отличало. Такие внутренние качества молодой лошади нужно иметь и развивать. Очень важно, когда всадник наблюдает за молодой лошадью в деннике, ухаживая за ней, под седлом, за её поведением на свободе. Важно знать её происхождение, изучать глаза лошади. Я не могу точно описать, как должны выглядеть хорошие глаза, но они должны отражать покой, уравновешенность, любознательность, смышлённость - всё это вместе должно излучаться из глаз. В большинстве случаев такие глаза бывают большими, но я знаю много хороших лошадей с маленьким глазом.
В отношении внутренних качеств, я должен ещё сказать о том, что лошадь должна иметь хороший характер. При этом имеется в виду, что большинство лошадей охотно прыгают, если они здоровы и не стали злыми от езды. Лошадь, показывающая большие результаты в конкуре, должна иметь много сердца. Она сохранит смелость, если будет доверять всаднику, знать, что он не будет её посылать на прыжок ударом хлыста, что с обратной стороны высокой стенки нет ничего страшного.

Теперь о темпераменте. Идеальная конкурная лошадь та, у которой спокойный темперамент и внутреннее хладнокровие. Если у лошади нет необходимого темперамента, то она не будет представлять тот тип бойца, который нужен в трудных паркурах. Метеор, например, имел сильную уравновешенную нервную систему и всей своей массой действовал спокойно и основательно и нельзя было сказать, что у него нет темперамента.

Напротив, очень темпераментная лошадь затрачивает больше усилий. У меня была кобыла Финетта, дочь Финала. Так она была чересчур рьяной. Она очень быстро передвигалась по маршруту, поэтому недостаточно "думала" и концентрировалась на выполнении задач. Таким была Симона под Х. Штеенкеном. Она была очень старательная, прыгала в системах далеко, делала такие большие темпы галопа, что близко подходила к следующему препятствию. Халла, прежде тренируемая как скаковая и троеборная лошадь, сначала тоже делала подобные стремительные движения и поэтому допускала ошибки задними ногами. Очень темпераментных в работе лошадей можно исправить. Я работаю этих лошадей по тому же принципу, как в те годы, когда был молодым всадником и готовил в Берлине в выездку чистокровного верхового: много шага, рысь только по дугам, галоп с начала не делал. Следил, чтобы лошадь хорошо проедала и от работы не беспокоилась и не нервничала.

Противоположностью этому является такая лошадь, как Метеор, которому из-за его веса сначала делали длинную работу галопом и ему из-за его толстокожести тяжело приходилось при подъёмах, особенно при быстрых. Очень полезна для таких лошадей гимнастика, выездка. И для Метеора, который не любил дрессуру и на паркуре становился совершенно другим, чем на тренировках, эта работа продолжалась несколько лет. В конкуре очень важно, как хорошо и как быстро лошадь "соображает" и может переключаться на самые разнообразные препятствия. Хорошие и опытные лошади разбираются в системах. Они знают, какой прыжок надо сделать, высокий или высотно-широтный и в прыжке уже нацелены на следующее препятствие. Показательным примером лошади недюжинных способностей является Армальва под Хельгой Колер. Это была лошадь прыгающая 2 м. Преодоление препятствий 180 см для неё было нормой.


Рост конкурной лошади
Рост лошади в конкурах лёгкой и средней величины не играет роли. В международных турнирах рост является важным фактором. Большинство конкурных лошадей можно разделить на две категории:
1 - тип национальных призовых лошадей с высотой в холке до 170 см;
2 - тип маленьких конкурных лошадей для внутренних турниров, где прыжковые возможности играют большую роль, чем скоростные качества.

Учимся конкуру

5 июня 2006, 18:06:37
Кроме выездки, другим массовым видом любительского конного спорта является конкур. Спортсмены-любители так же, как и в выездке, могут выступать как на своих лошадях, так и на лошадях какого-либо клуба.
Паркур — совокупность препятствий, расставленных таким образом, чтобы преодоление их установленной последовательности позволяло не снижать темпа полевого галопа на поворотах. Промеры препятствий, их высота, количество, сложность, форма, последовательность, в которой они расставлены, и протяженность маршрута определяются организаторами в соответствии с нормативами по определенным классам трудности.

Всадник должен пройти паркур по определенному маршруту, уложиться в установленное время и сделать минимальное количество ошибок. Схема прохождения препятствий сообщается участникам за час до начала соревнований. В некоторых вариантах задается строгий маршрут, который всадник должен неукоснительно соблюдать, в других — только последовательность преодоления препятствий, и маршрут всадник волен выбирать сам. Для облегчения прохождения маршрута на препятствиях вывешиваются порядковые номера и с двух сторон укрепляются флажки слева — белый, справа — красный, поскольку преодоление препятствий с обратной стороны считается недопустимым. Конкурное поле, на котором расставляются препятствия, имеет размеры на открытой местности не менее 40х75 м, а в среднем 100х150 м, а в манеже — не меньше 20х30 м.

Конкур

5 июня 2006, 18:05:15
Стипльчез и кросс являются самыми трудными видами для многих троеборных всадников. Причиной этого является недостаточный опыт в скачках и в преодолении полевых препятствий в скаковом стиле. Часто приходится наблюдать, что троеборные лошади не "прочесывают" засеки и препятствия с насадками в стипль-чезе, а преодолевают их как на конкуре.
Чтобы чисто преодолеть хворостяное препятствие высотой 130-150 м, лошадь делает удвоенное усилие при оттал-кивании. Ее траектория полета становится слишком крутой и короткой, а приземление крутым и жестким. После приземления лошадь теряет темп и вынуждена затем снова восстанавливать его. Все это связано с потерей времени, которое затем трудно наверстать. Кроме того, при подобном отталкивании и приземлении лошадь иногда срывает подковы или травмирует, сухожилия и пятки.

Учитывая это, троеборные всадники должны тренироваться в преодолении препятствий "с хода" и включать его в план подготовки лошади. Преодоление полевых препятствий при скорости движения 600-700 м/мин требует определенной квалификации.

Многие трооборные всадники делают перед препятствием выдержку поводом, нарушая этим каденсию галопа, для которо-го характерен большой захват пространства. Некоторые всадники, участвуя в стипльчезе и в кроссе, не разбирают повод по скаковому и следовательно, лишают лошадь "пятой точки опоры". Мне, например, бросилось в глаза, что почти все троеборные всадники держат повод как во время манежной езды вместо того, чтобы брать его в "скобу", как то принято во время скачек. Такой разбор поводьев, когда перекрещены так, что всадник держит в каждой руке и правый и левый повод, позволяет ему фиксировать руки. "Скоба" имеет еще одно важное преимущество - она служит всаднику хорошим упором в шею лошади, когда она спотыкается на маршруте. Первое время всаднику неудобно разбирать повод по скаковому, но он должен постараться к этому привыкнуть. Правда, при скаковом разборе повода рука всадника остановится грубее, так как он не может работать кистью, но зато ее положение более спокойное. Стремена следует брать "в галошу'' и ни в коем случае не держать на носке. Рекомендуется даже несколько опускать носок, и поднимать пятку. Правда, это противоречит классическим прави-лам, но во время полевых испытаний приходится отступать от правила, так как цель оправдывает средства. Всадник должен укоротить стремя, чтобы он в любое время мог освободить спи-ну лошади.

Если обратить внимание на стиль прыжка английских всадников в Большом Ливерпульском стипль-чезе, то мы заметим, что при приземлении их туловище полностью выпрямлено от носков ног до головы и их центр тяжести расположен на уровне передних ног лошади, которые являются как бы продолжением ног всадника. Создается впечатление, что в следующий момент всад-ник всей своей тяжестью "обрушится" на спину лошади. Однако это только кажется, т.к. если центр тяжести в следующей фазе прыжка переместится вперед под влиянием импульса и расположится над центром тяжести лошади. Однако этот стиль требует, чтобы всадник полностью вытянул вперед руки, чтобы отдать лошади повод и дать ей возможность также вытянуться вперед. Если лошадь сделает ошибку, то всадник сможет поддержать ее поводом. Это он сделает лучше, чем когда его центр тяжести расположен перпендикулярно к шее лошади. В последнем случае он скорее :вылетит из седла. Однако было бы неразумно упражняться в преодолении препятствий в стиле, принятом в. Большом Ливерпульском стипльчезе, т. к. всадник, не освоивший скаковую посадку, может повредить спину лошади.

Всадник лишь тогда овладеет кроссовой посадкой, если он будет периодически участвовать в кроссах или охотничьих скачках. А лошадь лишь тогда научится преодолевать в скако-вом стиле и экономя силы мертвые препятствия и препятствия, которые можно "прочесыватъ", если ей будет предоставлена возможность делать это в компании с другими лошадьми, у кото-рых она научится рано сниматься на прыжок. Как известно, в скачках с препятствиями именно лошадь рассчитывает, где ей лучше сняться на препятствие. Всадник, участвующий в скачках, не может воздействовать на лошадь или же может воздейст-вовать на нее значительно меньше, чем конкурный всадник. Лоша-ди, участвующие в скачках с препятствиями, часто снимаются на препятствие там, где оттолкнулась лошадь, идущая рядом с ней. Она не считается с тем, находится ли рядом идущая лошадь на одном с ней уровне, или же она опережает ее на один метр. Поэтому при участии в скачках следует запомнить правило - никогда не подходить к препятствию в полкорпуса от рядом идущей лошади. Лошадь же научится экономно и правильно прео-долевать препятствие только в компании с другими лошадьми и когда рядом о ней скачет опытная лошадь.

Учитывая все вышесказанное, троеборным всадникам реко-мендуется дополнительно участвовать в скачках по пересечен-ной местности, в гладких и барьерных скачках на других лошадях. Следует помнить, что нельзя готовить одну и ту же лошадь для участия в скачках по пересеченной местности и для троеборья, так как методика тренировки в этих двух видах существенно отличается. Готовить будущую троеборную лошадь для правильного преодоления полевых препятствий "с хода" следует в первом году многолетнего плана, так как некоторые лошади после учас-тия в скачках начинают тянуть. От этой привычки можно отучить лошадь за несколько месяцев. Однако очень важно, чтобы каж-дый троеборный всадник, который хочет успешно участвовать в крупных соревнованиях, постиг основы гладких скачек и ска-чек по пересеченной местности.

Троеборный (конкурный) всадник должен уметь правильно "подогнать" длину стремени. Хотя правил подгонки стремени не существует, всадник должен следить за тем, чтобы:

1. Приняв охотничью посадку он мог полностью освободить спину лошади в любой ситуации и одновременно сохранить правильное положение колена и шенкеля, чтобы быть в состоя-нии посылать лошадь. Он должен обладать достаточно глубокой посадкой, чтобы не вылететь из седла, если лошадь споткнется;

2. Он должен хорошо чувствовать скорость движения и уметь её поддерживать. Он должен знать, что езда с рез-востью, превышающей ту, при которой насчитываются положи-тельные баллы, весьма утомляет лошадь и отрицательно от-ражается на ее конечностях.

Что такое выездка

5 июня 2006, 17:59:57
Как известно, выпрямление лошади является одной из основных задач выездки. Однако мнения всадников высшей квалификации по вопросу о так называемой кривизне лошади и методах ее выпрямления зачастую расходятся. Западногерманские специалисты Г. Менке и Х. Майер отвечают на вопросы, заданные читателем в журнале "Райтер ревю интернациональ" Некоторые термины в конном спорте различные специалисты объясняют по разному. Например, "естественная кривизна лошади", "лошади, работающие спиной" и "лошади, не работающие спиной". Естественная кривизна наблюдается почти у всех лошадей. Она начинается с правой задней стороны и переходит на левую переднюю сторону. Отсюда лошади легче гнуться в сторону естественной кривизны. При выездке молодых лошадей сгибания налево выполняются ими легче, чем сгибания направо. После того, как молодая лошадь научится хорошо выполнять вольт налево, она продолжает выполнять вольт направо, двигаясь зигзагообразно и не сгибаясь в боку. Мне кажется, что лошадью со скованной спиной следует называть ту, которая напрягает спину, не расслабляется и не работает позвоночником. Такая лошадь не реагирует на воздействие поясницы всадника. Не так ли?
Г. Менке: Относительно естественной "кривизны" лошади. Почти все лошади предпочитают ставить правую заднюю ногу рядом со следом правой передней ноги ( т.е. внутрь ). Лошадь легче поддается выездке в левую сторону. Поэтому работу лошади следует всегда начинать в левую сторону, так как это облегчает расслабление. Если предоставить лошади возможность двигаться так как ей нравится, то она почти всегда будет ходить ездой налево. Направо же она будет двигаться только по принуждению. Это принято объяснять положением жеребенка в утробе матери. Однако это не доказано. Я даже считаю, что следует говорить не о естественной кривизне, а о естественной выгнутости лошади. Мне не совсем ясно, что подразумевают под тем, когда говорят, что лошадь естественно согнута в направлении "правая задняя - левая передняя". Лошадь охотнее двигается в левую сторону, так как необходимое для этого сгибание достигается под воздействием всадника.

Естественную выгнутость лошади направо, которая частично существует, зачастую преувеличивают при таком же воздействии средств управления, как при езде налево. Результатом этого является слишком сильное сгибание и вынос в сторону правой задней ноги. Например: при езде средним галопом направо задняя нога уходит внутрь; при принимании направо правая задняя нога уходит вперед, а при принимании налево, наоборот, постановление и сгибание бывают зачастую недостаточными. В связи с этим всегда возникают вопросы. Это объясняется тем, что каждая лошадь имеет свои особенности. То, что подходит для одной, не подходит для другой. Степень воздействия средств управления должна быть разной для каждой лошади. Следует всегда помнить основную цель: необходимо стремиться к тому, чтобы подготовить лошадь, реагирующую на самые легкие, незаметные средства управления.


Природа стремилась создать лошадей с работающей спиной
Многие термины, принятые в конном спорте, являются подражаниями. Некоторые были применены один раз, а затем с течением времени потеряли свой смысл. В качестве примера приведем термины "лошади, работающие спиной" и "лошади, не работающие спиной". Вот что пишет по этому поводу известный немецкий специалист Б. Холлойфер. "Как известно, чтобы нести тяжесть всадника, позвоночник лошади должен несколько выгибаться вверх особенно в тех случаях, когда требуется, чтобы движения лошади были совершенными. Под "движением лошади" я подразумеваю не только все аллюры - шаг, рысь и галоп, - но и преодоление препятствий и высшую школу верховой езды, в которую также входит и работа на месте. Ни одно из этих движений лошадь не может выполнить без вертикальной работы позвоночника. С напряжением (расслаблениим) его. Такие движения получили название "работа спины" (раскачивания позвоночника). Эта работа начинается от задних конечностей и идет по позвоночнику к голове и передним ногам и одновременно заставляет лошадь "взять повод". Работа спины заметна, всадник это чувствует. Качество верховой лошади определяется эластичностью и силой ее движений. Поэтому лошадей подразделяют на работающих позвоночником (с гибкой спиной) и не работающих позвоночником (с жесткой спиной). Движения последних отличаются жесткостью и напряженностью. Лошади, не работающие спиной, не имеют широких, захватывающих пространство движений. У них заторопленные или слишком медленные движения. Их конечности не выдерживают работы и движения неудобны для всадника. Лошади, не работающие спиной не берут повод, или же висят на поводу и плохо управляются.
У лошадей, работающих спиной движения мягче, эластичнее и энергичнее. Они не травмируют лошадь, приятные для всадника и делают ее абсолютно послушной средствам управления. Цель искусства верховой езды, как в прежние времена так и теперь, заключается в том, чтобы:

a) сохранить лошадей, работающих спиной от природы;
b) путем выездки добиться, чтобы лошади, обладающие средними данными, стали хорошо работать спиной;
c) научить лошадей, совершенно не работающих спиной, пользоваться ею, так как высшая школа верховой езды преследует ни что иное, как подготовить лошадь, двигающуюся с хорошим импульсом. Эластичность лошади способствует импульсивности и гибкости ее на движениях. Если бы природа не считала нужным, чтобы позвоночник лошади обладал подвижностью, она бы не снабдила его таким большим количеством суставов".

Таким образом, немецкий термин "лошадь, не работающая спиной" ( "шенкельгенгер" ), не имеет ничего общего с шенкелем всадника. Г. Майер: Сначала о естественной согнутости лошади. Существует естественная и приобретенная согнутость лошади. Под естественной согнутостью понимается более или менее доказанный факт, что лошадь от природы, т.е. без воздействия на нее всадника, ставит конечности на землю не по одной линии, а несколько в сторону, т.е. ставит внутреннюю заднюю ногу или наружную переднюю несколько в сторону от линии движения. Подобная согнутость движения наблюдается и у других животных, например, у собак. При выездке молодых лошадей о "естественной согнутости" говорят тогда, когда лошадь трудно поддается выпрямлению, а также в тех случаях, когда лошадь выполняет вольты в одну сторону хуже чем в другую. Как правило, принято считать, что лошадь от природы несколько согнута влево и, вследствии естественной кривизны, легче выполняет вольты налево, а также галоп с левой ноги. В результате выездки лошади человеком, более сориентированным направо, лошадь со временем начинает лучше выполнять повороты направо и подниматься в галоп с правой ноги, так как всадник больше выезжает лошадь ездой направо. Естественную согнутость лошади налево некоторые специалисты объясняют положением жеребенка в утробе матери. Однако ветеринарной наукой это не доказано. Другие же специалисты, в том числе А. Подхайски ( Австрия ) считают, что естественной кривизны лошади не существует. Лошадь, на которую не садился всадник, выпрямлена от природы. Во всяком случае, она не согнута в левую сторону. Кривизна лошади возникает лишь в результате неквалифицированного воздействия на нее всадника.

Приобретенная согнутость
Приобретенная в процессе выездки гибкость выражается в том, что при требовании от лошади повышенного сбора она начинает идти в два следа, т.е. откидывать в сторону задние конечности или же ставить их внутрь. Посредством такого сгибания позвоночника лошадь старается отделаться от сбора, который требует всадник. Откидывание лошадью конечностей в сторону преследует цель "отделаться" от требования всадника подвести задние конечности под корпус и принять на них нагрузку. Откидывая в сторону задние конечности, лошадь пытается уйти в сторону и передними ногами. Она отказывается послушно идти вперед под легким воздействием шенкеля. Приобретенная в процессе выездки согнутость, являющаяся следствием преждевременных требований сбора со стороны всадника и осуществляемая путем чрезмерного набора повода, является серьезной проблемой в выездке, значительно более опасной, чем "естественная согнутость лошади". Сгибание, вызванное неправильной выездкой, не всегда развивается в том же направлении, что и естественная согнутость, возникновение которой является сомнительной. Исправить это можно правильной выездкой, в процессе которой доминирующую роль играет посыл лошади вперед, а не требование упора чрезмерным набором повода. Также хорошо помогает работа лошади в два следа. Вот, что пишет по этому вопросу известный специалист по выездке Г. Штайнбрехт (ФРГ) в своей книге "Подготовка лошади": "Известно, что неподготовленным лошадям труднее сгибаться в какую-нибудь одну сторону (обычно в правую). Выявление причины этого является скорее задачей зоолога, а не всадника. Для всадника достаточно знать, что большинство лошадей имеет некоторую согнутость от рождения. По этой причине они склонны сгибаться в правом боку, что неправильно. Это выражается в том, что лошади ставят правую заднюю ногу не под корпус, а в сторону вправо, вследствии чего левое плечо уходит влево, а лошадь начинает упираться в левый повод и отказывается взять правый. Такое поведение лошади зачастую вынуждает всадника заставлять лошадь с самого начала выездки сгибаться влево, что только усугубляет ошибку. Я обращаю на это внимание для того, чтобы всадник не сделал ошибки (а это часто случается). Он начинает усиленно развивать одну сторону лошади и пренебрегает другой. Правда, рекомендуется развивать сторону, оказывающую большее сопротивление, путем частого повторения соответствующих упражнений. Старые, специалисты, выезжавшие лошадей для высшей школы, начинали выполнение всех упражнений ездой направо, а затем переходили на езду налево, заканчивали они урок снова ездой направо. Таким образом, направо выполнялось вдвое больше сгибаний.
Ни в коем случае не рекомендуется в течение нескольких недель развивать только одну часть тела лошади, вызывая несоответствие противодействующих сил. В результате начнет оказывать сопротивление не только противоположный бок, но и неправильно гнуться та сторона, которая первоначально хорошо гнулась. Как уже говорилось, сопротивление в затылке и в шее создается не в этих частях тела, а в задних конечностях. Поэтому одновременно необходимо добиться гибкости задних конечностей с учетом необходимости сгибания внутренней задней ноги. Если этого добиваться, прилагая слишком большую силу и не давая лошади передышки, то наружная задняя нога будет использоваться для сильного продвижения вперед, лошадь перестанет идти в поводу и слушаться всадника. Этим зачастую объясняется внезапное кажущееся изменение сопротивления боков лошади. Например, если лошадь хотят выпрямить и "работают" ее только в плохо гнущуюся сторону ( в результате чего левая задняя нога несет меньшую нагрузку, но зато производит большее усилие для продвижения лошади вперед), то лошадь привыкает к этому, что нежелательно. Вследствии того, что ее "растягивающие" мышцы работали долгое время, она уже не сможет легко гнуться, когда начнет активно работать левая задняя нога. Поэтому при выполнении упражнений, преследующих цель равномерного упора в повод, необходима регулярная смена ног. В таких случаях менее гнущуюся сторону можно развивать, выполняя вдвое более длинные репризы, так как противоположные упражнения оказывают всегда положительное воздействие".

Наблюдая за лошадьми, которые приобрели согнутость в результате неправильной выездки, Штайнбрехт пришел к выводу, что у лошади более узкая грудь, чем круп, вследствие чего в манеже она должна все время выносить дальше наружу внутреннюю заднюю ногу, поскольку наружная задняя и наружная передняя конечности идут по одной линии вдоль стенок манежа. Вот что он пишет :

"Каждую невыезженную лошадь заставляют идти вдоль стенки манежа, вследствии чего она вынуждена ставить наружную переднюю ногу на таком же расстоянии от стенки, как и заднюю наружную ногу. Однако при этом она идет не параллельно, так как ее грудь уже, чем круп. Чтобы избежать этой ошибки, наружное плечо лошади следует вести дальше от стенки, чем наружное бедро, чтобы внутренняя задняя нога шла не сторону, а по прямому направлению под тяжесть корпуса.

Частая ссылка на большую ширину крупа по сравнению с грудью не достаточно убедительна для объяснения причины кривизны, приобретенной лошадью. Последнюю можно устранить при помощи регулярной работы в обе стороны, заставляя лошадь подводить под себя наружную заднюю ногу, сгибать ее, чтобы она принимала на себя нагрузку". Хайдебрек делает следующую поправку к высказыванию Штайнбрехта: "Утверждение, что каждая невыезженная лошадь имеет некоторую согнутость как вправо, так и влево, вследствии того, что ее наружное плечо находится близко к стенке манежа", а внутренняя задняя нога отставлена внутрь манежа, - не подтверждается как общее правило. Правда, каждая невыезженная лошадь двигается под всадником не прямолинейно, но она делает это не только в закрытом манеже, но и на открытой площадке. Кроме того, вначале она почти всегда двигается не ровно в одну сторону (большей частью это касается правой задней - левой передней) независимо от направления движения. В связи с этим выпрямление лошади в каждую сторону следует производить по разному".

Исходя из того, что правая задняя нога имеет склонность уходить в сторону, отделываясь от нагрузки и перенося тяжесть на диагональную левую переднюю и левое плечо, то прямолинейного движения и равномерного упора в оба повода, нельзя добиться активным воздействием левого повода. В связи с этим всадник вынужден мягко выдерживать левый повод, не теряя контакта со ртом лошади и в то же время правым шенкелем заставляя ее упереться в правый повод. Если это ему удается, то повод будет эффективно помогать правому шенкелю подвести правую заднюю ногу лошади под корпус. В то же время левый шенкель "который рекомендуется держать как можно ближе к подпруге, будет поддерживать движение лошади вперед и воздействовать на левую заднюю ногу. Такую работу шенкеля и повода в сочетании с воздействием седалища, и поясницы первое время следует проводить с лошадьми, идущими криво ( в направлении правая задняя - левая передняя нога), не только при заездах направо, но и при заездах налево до тех пор, пока лошадь не удлинит левую сторону шеи и не начнет равномерно упираться в оба повода, хотя и с небольшим постановлением направо. Благодаря этому лошадь приобретет естественную осанку и восстановит свое естественное равновесие. В результате выполнения упражнений на сгибание в обе стороны она станет хорошо слушаться средств управления. Однако абсолютно выпрямленной не станет даже самая выезженная лошадь. При новых требованиях со стороны всадника лошадь будет стараться отделаться от его требований, используя для этого свою природную согнутость. При помощи упражнений на сгибание выполняемых в один и два следа, лошадь можно быстро выпрямить при условии правильного сочетания средств управления.

Штайнбрехт говорит здесь как о "трудной стороне", так и о "стороне, оказывающей сопротивление". Он подразумевает под этим, правую сторону, так как считает, что трудности и сопротивление, проявляющиеся в передней части лошади, всегда создаются задними конечностями. Отставляя правую ногу в сторону, лошадь отделывается от удерживания тяжести корпуса. При этом она больше загружает левое плечо и левый повод. Поэтому следует совершенно точно делать различие между "стороной, оказывающей сопротивление", и "трудной стороной". Трудной, как правило, является правая сторона, но больше сопротивления оказывает левая сторона, так как из-за кривизны лошади сокращаются и напрягаются мышцы шеи, вследствии чего затрудняется боковое сгибание в затылке. В третье издание своей книги Плинцнер внес изменения. Он именует "трудной стороной" левую сторону, а не правую, так как на основании опыта установил, что именно левая сторона была стороной, оказывающей сопротивление. Однако, при этом он не пришел выводу, что между "трудной стороной" к "стороной, оказывающей сопротивление", существует разница.

На вопрос, что такое лошадь, не работающая спиной, и лошадь, работающая спиной, можно коротко ответить: лошадь, не работающая спиной, двигается только за счет работы конечностей, без помощи спины. Она не реагирует на диагональные средства управления всадника, а только на посыл.

В противоположность ей, лошадь, работающая спиной, - это лошадь воспринимающая диагональные средства управления. Поэтому, с точки зрения классической выездки, цель всадника заключается в том,чтобы заставить лошадь работать спиной. Если же лошадь выезжена так, что она не работает спиной, то ее подготовку следует считать неправильной

Учим лошадь выездки

5 июня 2006, 17:57:10
Принимание (движение в два следа). Лошадь должна быть в сборе с соблюдением постава головы в сторону движения, поэтому сначала нужно добиться того, чтобы лошадь легко и послушно меняла постав головы с одной стороны на другую, сгибаясь при этом в боку. Для этого нужно одним шенкелем действовать строго у подпруги, а другим — несколько сзади, как бы заворачивая заднюю часть лошади вокруг оси Поводом же сгибается передняя часть тела в сторону поворота. После этого лошадь учат откидывать заднюю часть корпуса при работе в руках. Для этого нужно встать около морды, поднять ей голову и шею и мягким воздействием хлыста в области приложения шенкеля заставить ее откинуть заднюю часть корпуса в проти-воположную давлению хлыста сторону, в то же время поводом подавая голову лошади в другую сторону Лошадь должна описать полный круг, при этом задняя часть не должна обгонять переднюю, то есть корпус лошади должен всегда находиться как бы на радиусе этого круга. При движении левая передняя нога должна перекрещиваться с правой и наоборот. После этого можно начинать отработку движения в два следа под седлом.
При отработке сложных элементов выездки лучше соблюдать такую последовательность: перемена ног на галопе, полупируэты, пируэты на галопе, пассаж, пиаффе.

Для отработки смены ног на галопе нужно вначале, подняв лошадь в галоп с левой или правой ноги, пройти несколько темпов, сделать остановку и сразу же поднять лошадь с другой ноги; сделав несколько темпов галопа, снова остановиться и сразу же выслать лошадь в галоп — опять с другой ноги. После того как это упражнение хорошо отработано, нужно усложнить его. вместо остановки переводя лошадь на сокращенную рысь и после нескольких темпов рыси поднимать ее в галоп с другой ноги. После того как лошадь научится переходить на галоп с другой ноги после одного-двух темпов рыси, можно переходить собственно к смене ног на галопе. Лучше всего выполнять это упражнение при заездах, когда лошадь после полувольта подходит к стенке манежа на контргалопе. В момент подвисания, когда все четыре ноги лошади находятся в воздухе, всадник шенкелями высылает лошадь и одновременно меняет постав головы лошади в другую сторону, выдерживая при этом повод Важно соблюдать последовательность требуя от лошади перемену ноги через определенное количество темпов галопа, начиная, например, с перемены через десять темпов и постепенно сокращая до перемены через один темп Нельзя допускать смены ноги через произвольное количество темпов. Даже перемена ноги через четыре темпа очень сложна для лошади, поэтому к перемене ног через три, два и один темп можно переходить, когда перемена ног через четыре темпа выполняется четко и безотказно. От всадника требуется большая собранность и четкая посадка, любое качание туловища может сбить лошадь с правильного движения. Перед этим должно быть отработано движение собранным галопом и подъем лошади в галоп с места.

Пируэты и полупируэты — это повороты на полный круг либо на половину круга на шагу и на галопе. При выполнении пируэта лошадь должна двигаться тем же аллюром, что и до начала выполнения упражнения, только передние ноги начинают шагать чуть шире, а задние отбивают темп движения на месте или описывая маленький круг. После окончания пируэта лошадь должна продолжить движение тем же аллюром Важно следить и за соблюдением ритма движения, который также должен оставаться неизменным.

Отработку полупируэта начинают с полувольта и принимания. Если лошади знакомы оба эти упражнения, нужно начинать делать принимания на полувольту, постепенно сокращая круг. После того как лошадь овладеет полупируэтом, можно начинать выполнение принимания на вольту, постепенно его сокращая. Больше одного раза подряд пируэт выполнять не стоит, поскольку упражнение это очень сложное и утомительное для лошади. Начинать работу над пируэтом на галопе можно только тогда, когда лошадь хорошо выполняет принимания и может идти очень сокращенным галопом, доведенным почти до движения в темпе галопа на месте. Начинать галоп нужно обязательно с той ноги, в сторону которой осуществляется поворот на пируэте. За полный круг пируэта лошадь должна сделать шесть темпов галопа, чтобы сохранить правильный ритм движения. Нельзя допускать, чтобы задние ноги просто поворачивались на месте, задними ногами лошадь также должна отбивать темп галопа. Темп движения задних ног регулируют внутренним шенкелем, тогда как наружный не дает задним ногам уйти в сторону.

Чтобы начать выполнение полупируэта или пируэта на шагу, нужно, ведя лошадь сокращенным шагом, сделать ей постановление в сторону поворота и в момент, когда лошадь поставит на землю наружную ногу и вынесет внутреннюю, набрать повод, прекратив движение вперед, подать корпус и руки в сторону поворота, тем самым вынудив лошадь поставить внутреннюю переднюю ногу не вперед, а в сторону, начав движение по кругу. Наружным шенкелем нужно удерживать на месте задние ноги лошади, не давая ей начать вольт, двинувшись задними ногами следом за передними. Задние ноги должны обязательно отбивать на месте темп шага, пропуск хотя бы одного темпа считается ошибкой.

Едва ли не самые красивые и зрелищные элементы выездки — пассаж и пиаффе. Для многих лошадей пассаж является естественным движением, но приучать к выполнению этого элемента, как и пиаффе, на основе прирожденных склонностей лошади нельзя. Результатом этого будет, с одной стороны, небрежное выполнение этих упражнений, а с другой стороны, то, что лошадь начнет повторять эти элементы без требования всадника — лишь от небольшого возбуждения или от легкой поддержки шенкелей. Только тогда, когда лошадь научится правильно двигаться собранной рысью, от нее можно требовать исполнения пиаффе и пассажа.

Выполнению пассажа лошадь можно научить несколькими разными способами — с шага, с рыси и при переводе с рыси на шаг. При отработке пассажа первым методом лошадь переводят с шага на сокращенную рысь, активно высылая шенкелем и сдерживая движение вперед поводьями, вынуждая лошадь сократить захват пространства передними ногами и резче выносить их вверх. При отработке пассажа с сокращенной рыси также усиливают посыл шенкелями, одновременно сдерживая лошадь трензельным и мундштучным поводьями. Не имея возможности продвигаться вперед, лошадь начнет сильнее сгибать конечности в суставах и энергичными толчками будет как бы выталкивать себя вверх. При отработке пассажа с переводом лошади с рыси на шаг в момент окончания сокращенной рыси всадник поводьями и энергичным воздействием шенкеля не дает лошади опустить голову и шею, не давая в то же время возобновить поступательное движение рысью. Шенкелями действуют попеременно, действие правого шенкеля усиливают, когда лошадь опускает на землю правую переднюю ногу, а действие левого, когда она опускает левую переднюю. В начале отработки упражнения следует поощрить лошадь и отдать ей поводья, как только она сделает один-два темпа пассажа. После усвоения движения пассажем по прямой можно переходить к вольтам и заездам.

Пиаффе отрабатывается путем сокращения пассажа Постепенно сводя поступательное движение к минимуму, всадник энергичным действием шенкелями вынуждает лошадь сохранить прежний темп движения, но выполнять его на месте. Как и пассаж, пиаффе можно начинать отрабатывать с шага Если вначале действия шенкелей и повода должны быть довольно сильными, то при последующей отработке и закреплении приемов нужно постепенно смягчать работу поводьев, добиваясь того, чтобы лошадь выполняла необходимые требования даже при очень легком и мягком воздействии.

Следует помнить, что выполнение искусственных движений при выездке для лошади очень утомительно и дает большую нагрузку на легкие, так что неумелое чередование отдыха и нагрузки, излишнее увлечение долгим выполнением сложных элементов, несоблюдение последовательности усложнения элементов может привести к таким заболеваниям, как эмфизема легких. Поэтому выполнение таких элементов, как пиаффе, пассаж, смена ног не должно превышать в среднем минуты с последующим свободным движением шагом или рысью не менее 2—5 минут. Подготовка лошади к сложным элементам выездки требует большого времени и систематической работы, а также долгих подготовительных упражнений даже если вы не стремитесь участвовать в каких-нибудь, пусть даже любительских, соревнованиях, лошадь, которая умеет сдавать в затылке и мягко уступать действию повода, доставит вам в езде куда большее удовольствие.