Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

ФОТО НЕДЕЛИ


leksey

« к странице пользователя


leksey

29 мая 2010 года Аэродром Большое Грызлово

1 июня 2010, 02:20:37

Вместо эпиграфа:
«Самолет сел на посадочную Т, уютно жужжа вариометром.»
или нет ничего хуже журналиста, чем журналист пишущий про авиацию.

Итак. Ранним субботним утром мы оказались на аэродроме Большое Грызлово (также парашютисты его именуют Пущино - по соседству с одноименным городом), в одном из ангаров должна была состояться лекция о первой медицинской помощи, что весьма актуально для авиаторов и парашютистов. Хотя последних, к сожалению, не пригласили. Вернее, их пригласили, даже должны были вывесить объявление на манифесте (так почему-то именуется место их сбора на каждом аэродроме), но замечено их не было.




Момент отрыва



Маршрут получасового полета



Шапочка-повязка



Необходимость этих знаний и умений совсем не абстрактная - некоторым из авиаторов приходилось оказываться в ситуациях, когда от их действий зависела человеческая жизнь. И не всегда получалось как-то удачно повлиять на происходящее.

Забегая немного вперед приведу прозвучавший уже в самом конце семинара ответ врачей на прямой вопрос одного из слушателей - А это вообще надо, разве это может хоть как-то помочь? Ответ был совершенно однозначный и уверенный - Этим вы можете спасти человеку жизнь.

Организатором выступала АОРА-Россия и Андрей Иванов [info]vulkan_avia, находящийся ныне в должности её директора. Вес мероприятию придавало то, что выступать должны были не просто медицинские работники, а практики, специализацией которых являются травмы и экстренная медицина: травматолог-ортопед из ЦИТО (Центральный институт травматологии и ортопедии) Карапетян Григорий Сергеевич и операционная сестра из отряда "Центроспас" МЧС - Зайцева (Ковальская) Ольга Евгеньевна.




L 410



Як-52 красненький



Як-52 синенький


Поскольку лекция запланирована на вечер у нас было время полетать. Несмотря на ранний час аэродром уже дышал полной грудью - по взлетной полосе один за другим взлетали и приземлялись самолеты. Рядом с местом стоянки готовилась к первому вылету элка (L 410) с парашютистами. За день несколько машин могут совершать до 60 вылетов на выброску парашютёров.

Расчехлив и отвязав Вжика от заглубленных в землю привязей его покормили маслом. Официально этот массовый американский самолет прозывается Cessna 150G. По своему профилю это воздушный автомобиль, предназначенный для перемещения из точки в точку.

Первого Андрей вывозил меня. Мы заняли место в кабине, одели гарнитуры - внутри самолета даже личное общение идет через СПУ (самолетное переговорное устройство) и голос соседа звучит у тебя в наушниках. СПУ непростое, а модное - с автоактивацией. Чтобы говорить не надо зажимать никаких тангет. Но кнопочка все же есть - она расположена на штурвале и её надо использовать, когда хочешь сказать что-то в общий эфир диспетчеру.

Провели предполетную проверку: в неё входит двигание всеми рулями для проверки их подвижности, выпустили-убрали закрылки, погоняли двигатель, попереключали контура зажигания - их два: основной и дублирующий, а также проделаны были прочие незамеченные мной действия.
Далее запросили разрешение на предварительнй старт у КДП (контрольно-диспетчерский пункт) и получив его, съехали с перрона и покатились по рулежке.




Заправлены в планшеты... На заднем плане будка КДП.



Вжик в HDR-е



Вжик взлетает


Заняв место на РД-2 (рулежная дорожка) в ожидании разрешения на вылет мы наблюдали как садятся одна за другой две машины - трафик в Грызлово очень приличный и полоса практически не пустует. Периодически, обучающиеся пилотажу, заходят на посадку, пробегают некоторое расстояние и дав газ снова набирают высоту. Это называется "посадка конвеером".
Запросив исполнительный старт мы получили разрешение с формулировкой "разрешаю взлет без задержки". После которого выруливаем на ВПП, Андрей зажимает тормоза, утапливает полностью шток РУДа до упора (самый полный газ), закрылки установлены во взлетное положение и Вжик начинает достаточно долго (по сравнению с яками и прочими) бежать по полосе. После отрыва плавно начинает набор высоты.

Уже на сотне все выглядит миниатюрным, настолько, что пасущихся коров внизу я принял за овец. Андрей сделал небольшую горку и вестибулярный аппарат отреагировал на краткую невесомость странным чувством внутри живота (по словам других, могут возникать какие-то ощущения еще и в голове). По-видимому, девочкам в этом моменте положено пищать, но я сделал вид, что ничего не заметил.




Чиф-пайлот Анди [info]vulkan_avia



Беспощадные русские просторы



Живая карта



Стратегический объект с высоты



Облачность на тысяче



Выкройка


После взлета мы дошли до р.Оки и сдевал левый разворот (правильно же разворот, а не поврот, да?) пошли уже над ней. Под правым крылом прошел Приокско-террасный заповедник, слева осталось Пущино - впереди был Серпухов. С высоты 200 метров очень занятно выглядит река - видны различные мели, косы внутри реки.

Поскольку управление в Цесне спаренное, то начинается самое интересное для меня: под контролем Андрея мне немного удалось поуправлять крылатым судном.
После передачи штурвала машина сразу почему-то начала то нос задирать, то сама ложиться в разворот. Если сравнивать с автомобилем, то тут все совсем иначе. Надо отклонить дозированным движение штурвал и почти сразу вернуть обратно - плавные движения тут приведут к обратному результут: сначала реакции на средства управления будет очень незначительно, а потом резкие движение.
Из приборов в таком режиме полета самым полезным показался мне вариометр (который показывает, идет спуск или подъем). Но это прибор имеющий задержку в несколько секунд, поэтому лучше соотносить капот с линией горизонта (не в один уровень, а на определенном расстоянии). По ощущениям тела - даже небольшое отклонение от курса (наклон крыла влево или право), создает впечатление, что самолет сильно наклонен. Педали я даже не пытался трогать.

После города Серпухова река начинает поворачивать и мы вслед за ней. Потом левый разворот и мы уже возвращаемся назад. Даже зная как в теории производится посадка (играл когда-то во MS Flight Simulator, где основными ЛА как является Cessna. И верил рассказам, что за границей чуть ли не пилотов тренируют с использованием этой игры) плохо понимаешь как все происходит.
Когда наконец увидел полосу, мне показалось, что мы слишком быстро и слишком высоко идем, но выпуск закрылков и убираемые РУД-ом газ уменьшают нашу скорость. Мы снижаемся до полосы, выравниваемся и происходит касание.

К слову упомяну тут историю-анекдот, который когда-то услышал от Андрея. Народ в качестве забавы привез какого-то прогеймера авиационных игр (положим, это был ИЛ-2 штурмовик) на аэродром и дали ему порулить. Оказалось, что навыки из компьютерной игры, скорее, мешают, чем помогают при управлении реальным самолетом.

Дальше Андрей вывез Александру [info]tebe_nazlo - её он развлекал совсем иначе и о своих впечатлениях она пусть расскажет сама.




Ан-2 большой, но нам видней



Реактивная техника (L-29) нам тоже под силу



За хвост её и в стойло



У планера впереди есть удобное колесико



Суровые большегрызловские мужики



Вертолетная лопасть весу немалого


Потом мы все приняли участие в субботнике, целью которого было подготовиться к очередному СЛА-2010. Таскали по полю различные летательные аппараты - от планеров до реактивных машин. Ан-2 тоже не устоял против кучки людишек-муравьев. Вертолетные лопасти совсем не так легки, как может показаться. Пару наборов лопастей от Ми-8 стоявшие в специальных стойках тоже перетаскали. Вертолетная турбина тоже была перевезена, но на тракторе, в ковш которого мы её затолкали.

Жалко, но что делать - на аэродромах часто можно увидеть машины или их остатки, которые никогда уже не поднимутся в небо. Желтым трактором управлял сам Дима Киселев ака "Капля". Когда мы выгружали турбину из нее как кровь потекло прозрачное авиационное масло.




Иллюстрация к роману "Пикник на обочине"



Главный бейзер страны за рулем трактора



Сразу два покорителя 5-й стихии. Ласточка и винт АН-2.


В рамках субботника осталось убрать мусор, который почти весь уже и так собрали девочки.

Далее Андрей и Володя улетели в более длительный вояж по окрестностям, а мы остались загорать.
Володя - студент и известен тем, что сделал самолет Air Camper по проекту американского конструктора Питен Поля. Который является отцом т.н. самодельных самолетов. Используя разработанные им чертежи желающие могут сами делать себе самолеты. Я все время путал название и называл его Питер Пеном.

Но загорать не особо интересно, когда место стоянки располагает к интересным наблюдениям - спереди взлетная полоса, по которой с ревом бегут Як-52, периодически поднимается чешская элка с парашютистами, самолет под названием Финист, который тоже бросает прыгунов, а также куча других неизвестных неавиатору машин. А через некоторое время тут же, за спиной - парашютисты приземляются. Их обнаруживаешь над головой по характерному свисту, который издает растяжка между стропами над их головой. Видимо, она специально для этого и сделана, иначе бы приземляющегося было бы совсем не слышно.


Парашюты это отдельный разговор. Тут я не буду про них писать, потому что это сообщение про самолеты, а летчики и парашютисты, как ни крути, имеют некий антагонизм супротив друг друга. Но давно есть желание попробовать, да и не просто так, а уже пойти учиться на AFF (Accelerated Freefall). Чтобы можно было прыгать на парашюте в виде крыла с 4 тысяч.

После мы занялись подготовкой к семинару, таская лавки, а Андрей вывозил врачей и сделал еще 3 вылета.

На семинар собралось человек 30, но народ был достаточно активный и заинтересованный.




Слушатели. На заднем плане гидросамолет притаился.



Пособия по оказанию помощи, выпущенные АОПа



Бортовая (маленькая) и стартовая укладки



Рассказывать про семинар можно и нужно много (хорошо бы мне победить лень было написать отдельное сообщение). Польза лично для меня большая. В результате я избавлен от ряда живучих мифов, которые достаточно часто распространяются много активнее чем достоверная информация.
Основные моменты отмечу: это прекардиальный удар для запуска сердца (а также бессмысленность повторного такого удара) и невозможность полноценного массажа и искусственного дыхания в одиночку. Также важные момент про накладывание жгута (неправильно наложенный наоборот приведет к смерти), а также как накладывать на места, где нельзя выше раны (например, артерии в паху) - тут нужна сильно давящая повязка.




Место прекардиального удара



Определение наличия дыхания



Использование амбушки (мешка Амбу)


Как говорила Ольга в ходе семинара - нечем написать записку о времени наложения жгута (это 2 часа летом и час зимой), пишите кровью на лбу постарадавшего.




Практические занятия по удалению воды из легких



Мне досталась жертва мужского пола



Вопросы после окончания


Но учиться надо еще. Тренироваться. Все это должно быть на автомате и без лишних сомнений. Подобные курсы, насколько я знаю, проводятся при участии Красного креста, там выдают даже какие-то корочки, но занятия платные - 3 тысячи.

Видеосъемку семинара вела Александа. Надеюсь, позже эти ролики, а также брошюра будут доступны в сети. Результаты захвата видео с DV-кассет выглядят достаточно неплохо. Остается порезать, оформить отдельными логическими сценами-темами и по возможности сделать субтитры. Ориентировочные сроки - конец июня.
В идеале бы видео и текст разместить в Википедии (вернее, её подпроекте под названием Викиучебник), но для этого надо чтобы авторы дали согласие на публикацию со свободной лицензией.


* Видео с полетов (съемки взлета, посадки и руления из кабины).















* Видеозапись семинара по оказанию доврачебной помощи


* ЖЖ-аккаунты имеющих отношение к мероприятию: [info]tebe_nazlo - Александа (автор фотографий и видеосъемка семинара), [info]vulkan_avia - Иванов Андрей (организатор), [info]wahookka - Алексей (верстка буклета по оказанию первой помощи).

Кстати, пока мы летали - Леха [info]wahookka с отрядом веломаньяков по случайному совпадению проследовал близким курсом под нами. Тема с картинками треком тут.

* Отчет о мероприятии от [info]b_o_m_b_e_r
* Обсуждение на saon.ru
* Фотографии с семинара взяты с сайта Ассоциации экспериментальной авиации. Автор Pkk
* Тема про субботник в БГ на reaa.ru
* Еще фотографии от Александры (часть из них использована по тексту)
* Сайт дропзоны Пущино
* Официального сайта аэродрома Большое Грызлово мне отыскать не удалось. Возможно, это он.

ОБСУЖДЕНИЕ