Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

ФОТО НЕДЕЛИ


Farn

« к странице пользователя


Farn

Старый рассказик.

19 марта 2008, 17:58:04
Байки из ШВЕ. В некотором царстве, некотором государстве, которое коротко и гордо называлось СССР, лучшим местом для любителей лошадей и конного спорта была ШВЕ при ЦМИ - эти красивые буквы означают: Школа Верховой Езды при Центральном Московском Ипподроме. Там можно было покататься на лошадках, пообщаться с такими же любителями, просто полюбоваться прекрасными животными. Причем профессиональные тренеры, которые проводили занятия, страшно не любили слово "кататься", надо было говорить "ездить", и они делали все, чтобы научить нас ездить как надо. Это было золотое время для любителей лошадей. Тогда верховая езда была доступна всем, и по деньгам и по возрасту. Конечно, тут то и возникали пресловутые очереди. Главные очереди - на "теорию", которая проводилась по субботам и воскресеньям. "Теория" - это первое условие, первый шаг к заветной цели, начиналась в 9 утра, самые жаждущие приезжали к 7 утра. Потому, что даже в самые лучшие времена ее могли пройти только 70 человек, хотя приезжало до 150. На ней рассказывали правила работы с лошадьми, об экипировке, и самое главное, давали билетик с надписью "теория" без которого лошадь вам не продадут ни под каким видом. И еще " Памятку для начинающего всадника", которая начиналась словами " Лошадь - животное неразумное...", что нас ужасно забавляло. А какие лошади были у нас в прокате! Самый легендарный конь - Состав. Это был светло серый конь, терской породы обладающий огромным чувством собственного достоинства. Это выражалось в его невозмутимости при любых обстоятельствах. Одной из его обязанностей было выступление в Большом театре. Перед спектаклем "Дон Кихот" к нашей ШВЕ подъезжала машина, и артиста доставляли к театру. Его не пугали ни шум, ни яркое освещение он всегда был спокоен и легко изображал статую. Эти качества были незаменимы при обучении начинающих. Как то одна из энтузиасток конного спорта, пройдя "теорию" стала карабкаться на Состава (по другому и не скажешь). Хотя Состав и был небольшим и компактным, зато она... небольшая, но очень толстая. Мы втроем пытались ей помочь, я стояла впереди придерживая Состава, а мадам, дотянувшись ногой до стремени, стала медленно подтягиваться, с другой стороны девушка повисла на стремени, чтобы седло не съехало. Состав при этом безобразии только тяжело вздохнул и расставил ноги пошире, для равновесия. Золото, а не конь. Но если на него садился всадник, научившийся уже ездить шагом и немножко рысью, Состав демонстрировал свои актерские качества. Едва прозвучит команда "Рысью!", как Состав плавно выходил в середину и там замирал, изображая памятник. И что только не делал начинающий всадник, все было бесполезно. Только после команды "шагом!" он неспешно возвращался в круг. Или светло-соловая кобыла Града, которая помогла научиться верховой езде несметному количеству новичков. Под старость, она во время неторопливого галопа (принятого в ШВЕ) падала на передние ноги, и всадник кубарем летел вперед. Теперь - то я могу сказать, что это было от слабости ног, а тогда мы были уверены, что это от вредности. А уж Арслан - вороной, изящный ахал-текинец, просто сказка, какой красавец. Однажды Мария Ивановна, прочитала в "Вечерней Москве", что на ипподроме существует прокат, и что, самое главное, верховая езда лечит различные заболевания, в частности, гипертонию. Перепробовав все лекарства, Мария Ивановна решилась на последнее средство. Ей тогда было 50 лет, она была маленького роста, но очень полная. Завернув в "Вечернюю Москву",бутылку коньяка, отправилась на ЦМИ и уговорила тренера с ней заниматься. Потом я часто видела ее на Арслане, она окрепла, похудела, и прекрасно себя чувствовала. На 55 лет группа, в которой она ездила, подарила ей наборную уздечку, в которой Арслан стал еще красивее, если это возможно. Потом, когда Арслан состарился, начал болеть, он попал в заботливые руки известного художника Алексея Глухарева, где и провел спокойно свои последние годы. Надо сказать, что это был особый мир, случайных людей там не было. Только от большой любви к лошади существовал этот прокат. На его содержание давал деньги ипподром, час верхом стоил 1рубль, символическая цена, правда, где-то в 80х годах цена стала 2 рубля. Но это все равно было доступно практически всем. Наши тренера научили нас не только прилично сидеть в седле, но и с уважением относиться к лошадям. Татьяна Львовна Куликовская, в юности выступавшая в троеборье, нянчилась с нами, отдавала всю душу, и до самой смерти ее сердце было отдано лошадям и людям, именно в этом порядке. А тогда, на "теории" она сразу стремилась отсеять зерна от плевел. Рассказывает о том, как давать лошади лакомство, показывает, а потом говорит: - Одна ПИАНИСТКА давала хлеб пальчиками, - показывает,- лошадь взяла хлеб вместе с пальчиками, девушке их ампутировали, и она лишилась профессии! Татьяна Львовна сопровождала свои объяснения такими красочными иллюстрациями, что они запоминались на всю жизнь. - Никогда не сводите лошадей в табун! - В середине манежа стояли ступеньки, для тех, кто не мог залезть с помощью стремени и поэтому начинающие туда и устремлялись. - Одна девушка повела своего коня к ступенькам, а там уже находились другие лошади, кони начали выяснять отношения, и девушка получила удар копытом, ее увезли на скорой помощи, сделали операцию, вырезали селезенку, теперь она инвалид на всю жизнь! Душераздирающие истории. Анатолий Иванович Певцов воспитал свою когорту всадников. Помнится привезли новых лошадок, среди них был молодой жеребец Ох, довольно горячий и своевольный конек. Часто таскал начинающих, но не привыкший к грунту манежа, как-то на повороте, свалился вместе со всадником. Девушка просто покатилась, да и Ох, сразу встать не смог. И вот такая картина: лежат в углу манежа двое пострадавших, к ним со всех ног бежит Анатолий Иванович, добегает до Оха,( тот уже вскочил, а девушка еще лежит), и начинает ощупывать его ноги, оглаживать, тем временем и девушка встает, хромая подходит к тренеру. Честное слово, мы были уверены, что он бежит к человеку, но для истинного конника лошадь всегда на первом месте. Лошади проката - это особенные лошади, им довольно скучно, и они находят себе развлечения, забавляясь с начинающими. Подходит начинающий к лошади с уздечкой, тут то и начинается концерт. Одна делает страшное лицо: уши прижаты, зубы ощерены. Для некоторых нестойких, этим общение и заканчивается. Для более стойких, другая примочка: открывает начинающий дверь денника, а там мощный круп загораживает проход. Зажмурив глаза и задержав дыхание, протискивается он к голове лошади, пытается надеть повод. Лошадь поднимает голову и держит ее высоко, когда ей надоедает подпрыгивающий человечек, она начинает поворачиваться; что бы не оказаться сзади, начинающий устремляется за ней, покрутившись в деннике, лошадь выходит в коридор, если начинающий неосторожно оставил дверь открытой. Некоторые кони не дают на себя садиться, пятятся - и несчастный прыгает вслед на одной ножке; просто не стоят на месте, а бывает, и куснут за оттопыренное место, когда одна нога в стремени, а ручонки протянуты к седлу. Когда этот этап пройден, начинается собственно езда. Шагом, еще куда ни шло, более-менее все ходят друг за другом, но, после команды "Рр-рысью!", половина лошадей выскакивает в середину манежа, освобождая место более опытным всадникам. Там они мирно стоят, не обращая никакого внимания на все усилия начинающих сдвинуть их с места. После команды " Ша-агом" , все лошади сами встают в смену. Многие прошли через это, самые стойкие остались и посвятили свою жизнь лошадям. Кто-то стал спортсменом, кто-то ветврачом, некоторые пишут книги о лошадях, а некоторые картины. А кто-то просто купил себе лошадь. Есть много путей, чтобы пройти по жизни вместе с лошадью.

ОБСУЖДЕНИЕ