Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

ФОТО НЕДЕЛИ


Лошадка Фея

« к странице пользователя


Лошадка Фея

Нервная лошадь: что делать?

22 июня 2009, 18:23:22
Мы необыкновенно любим развешивать ярлыки на все, что видим. Оля была «задавака», а Катя «ябеда», писатель Имярек – постмодернист, хотя бог его знает, что это такое, но в какой-то рецензии нам предложили подходящий «ярлычок», и мы его приклеили, как на банку с вареньем: «малиновое», «смородиновое». Никто не спорит, это куда удобнее, чем каждый раз заглядывать во все банки, в поисках того варенья, которое именно сейчас нужно. Удобно при одном-единственном условии: ярлычок наклеен верно.
Чтобы верно его наклеить, нужно:
- Четко знать, что означает слово на ярлычке (то есть, не нужно называть кого-то постмодернистом, если не знаешь толком, что это такое и в каком месте оно находится)
- Четко себе представлять, что находится в банке (написано в книжке, и правда ли Катя на кого-то ябедничала).
С лошадьми происходит то же самое. Этот конь «вообще нервный, у его в голове пуля, с ним нормально работать невозможно», а тот «ленивый, на шекель тупой, «пропихивать» все время надо». Ну и, само собой, работать нормально с ним тоже невозможно. А между прочим, садится на эту самую лошадь «с которой невозможно работать», мастер своего дела, и сразу становится ясно, с кем именно было невозможно работать – с вами. Потому что у мастера и «лентяй» вдруг начинает замечательно бежать вперед безо всякого принуждения, только держись, и нервный «трус» вдруг успокаивается и уже ничего не боится...
Средневзвешенные методики работы, описанные во множестве книг, подходят именно «средневзвешенной» лошади. Сферической, так сказать, в вакууме. А дальше начинается индивидуальный подход, для которого нужно мастерство, годы работы, опыт, который не всегда передашь словами...
Так что же делать? Неужели все-таки нельзя создать систему, которая поможет найти подход к любой лошади?
Разумеется, можно, более того, система, которая помогает найти подход к коню, подобрать пару всадник-лошадь, добиться наилучших возможных результатов уже существует.
Оговоримся сразу: эту систему, как и любую другую, освоить по книжкам и журнальным статьям не возможно. Методика работы с живым существом (даже с инфузорией-туфелькой) – это не инструкция по обращению с механизмом, у живого существа нет удобного интерфейса, нет всплывающей панели подсказок, нет даже, на худой конец, книжечки, в которой написано: «Потянув за левое ухо, вы активизируете динамик». Очень может быть, что активизируете. Вы его за ухо – а оно на вас рявкнет. Но может ведь и цапнуть!
Поэтому мы не будем подробно описывать саму методику: обучиться ей не так уж и сложно, не надо учить иностранный язык и ехать к зарубежным тренерам. Это можно сделать в Москве, обратившись к Алле Михайловне Ползуновой – как поступили мы, когда задумали эту статью.
Речь идет об определении темперамента лошади – или типа высшей нервной деятельности. По всем правилам науки – а не по форме ушей или длине хвоста.

Вкратце (и не надо, пожалуйста, самостоятельно применять это на практике!) методика выглядит так.
В манеже (или на другой хорошо знакомой лошади площадке, где ее ничто не отвлекает) ставят два одинаковых ведра. В правое кладут морковку, а в левое – нет. Вначале лошадь несколько раз подводят к кормушке с морковкой, а потом выпускают в манеж самостоятельно. После того, как она научится безошибочно идти к правому ведру, морковку переносят в левое. И смотрят, что будет делать лошадь, добравшись до привычной, но, увы, пустой кормушки. Пойдет обследовать второе ведро или нет? Будет стоять над пустым? Начнет носиться по манежу? Если лошадь не нашла морковку в левом ведре сама, ее подводят к этому ведру, а потом снова пускают в манеж самостоятельно, и смотрят, куда она пойдет: сначала проверит правое ведро или сразу пойдет к левому? Потом ведра вновь меняют местами... И, наконец, проверяют реакцию лошади на незнакомые раздражители: звук, незнакомый предмет, движущийся предмет.
Проверка производится в течение пяти дней, и занимает 15-20 минут в день.
Очень большое значение имеет количество подводов лошади к кормушке перед самостоятельным пуском, разделение серий упражнений по дням (что когда делать), и мы НАМЕРЕННО НЕ ПРИВОДИМ эти данные, чтобы не было соблазна все-таки попробовать самому, не обратившись предварительно к специалисту.
«По книжке» все равно не получится, как подробно ни описывай. Все-таки не инструкция к мобильному телефону и не рецепт приготовления борща. А то ведь находятся умельцы в качестве «звукового раздражителя» использовать стартовый пистолет или петарду, а потом говорят: «ах, у меня лошадь слабого типа!» Правильно, а вы еще в качестве «незнакомого движущегося объекта» пригласите самоходную зенитную установку, у вас лошадь сразу еще и неуравновешенная окажется – до того неуравновешенная, что по потолку бегать начнет.
Очень важно понимать следующее: по этой методике оценивается сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов животного, уровень силы процессов возбуждения и торможения, а вовсе не «смелость», «сообразительность» и прочие умозрительные вещи. Оцениваются именно физиологические возможности работы нервной системы. То, насколько быстро лошадь сможет выучить, в какой именно кормушке лежит морковка, насколько легко она переключится на другую кормушку, говорит не об уме, сообразительности или хорошей памяти, а только о силе процессов возбуждения и торможения, их балансе и подвижности, то есть способности нервной системы животного быстро переходить из одного состояния в другое.
Ну а теперь несколько слов о том, как все-таки работает эта методика.
При наблюдении за лошадью очень важно отмечать в протоколе следующие моменты:
- как она себя ведет перед пуском в манеж: спокойно, нервничает, рвется к корму.
- как она подходит к кормушке (шагом, рысью, галопом)
- за какое время, прямо или с отклонениями от прямого маршрута (траекторию движения нужно обязательно зарисовать)
- время перехода (когда это имеет место) лошади к другой кормушке (в сек.) и его линия (графически)
- Как лошадь ест (вяло, спокойно, жадно)
- Проявление возбуждения и перевозбуждения с обязательным указанием моментов их проявления (во время подхода к кормушке, после пищевого подкрепления и т.п.) – встает на «свечку», бегает по манежу и т.п.
- различные признаки внешнего торможения (к подкормке не идет, проявляет вялость, не идет в манеж, неподвижно застывает над кормушкой, вздрагивает, не берет корм с рук и т.п.)
- моменты повышенной ориентировочной реакции и внешних отвлечений.
Кроме того, в протоколе следует строжайше фиксировать все моменты вмешательства человека в ход проверки: (подведена в поводу, корм дается с руки, переведена к другой кормушке, уведена без подкрепления и т.п.).

Сила нервных процессов лошади оценивается по ее реакции на звук и незнакомый предмет. При нормальной силе нервных процессов лошадь не пойдет к кормушке и не станет есть при наличии незнакомого движущегося предмета, но быстро успокоится после того, как он прекратит движение. При ослабленной силе нервных процессов лошадь не подойдет к кормушке даже при его остановке, но исходно неподвижный предмет или незнакомый звук не отвлекут ее настолько, чтобы она отказалась от корма. Лошадь с выраженной слабостью нервных процессов не выдерживает даже неподвижного предмета или звука. Отдельных лошадей с выдающейся силой нервных процессов даже движущейся предмет не останавливает на пути к желанной морковке, но это – большая редкость.
Чем раньше лошадь начнет сама подходить к кормушке, чем быстрее она это будет делать – тем сильнее у нее развит процесс возбуждения. Если лошадь проявляет сильное двигательное возбуждение (например, бегает и встает на «свечки») это тоже исключает слабость процесса возбуждения.
Об уровне силы процесса внутреннего торможения говорит стабильность образовавшихся условных рефлексов, четкое выполнение всех переделок стереотипа, отстутствие элементов перевозбуждения лошади.
Уравновешенность нервных процессов проявляется в характере взаимодействия возбудительного и тормозного процессов, в целесообразной (или нецелесообразной) смене фаз возбуждения и торможения.
На неуравновешенность нервной системы указывает сильное двигательное возбуждение лошади, особенно, если оно прерывает поедание корма и вызывается отсутствием корма в кормушке, отсутствие четкости и стереотипности условных рефлексов (если нет признаков сильного внешнего торможения, то есть, слабости нервных процессов).
О подвижности нервных процессов говорит быстрота переделки стереотипа: после первого же подхода к пустой кормушке, лошадь сама перешла к другой и сразу начала ходить только к ней; сделала несколько лишних заходов к пустой кормушке и т.д. Если ей потребовался подвод к «правильной» кормушке, это говорит об инертности нервных процессов. Повторюсь: об инертности нервных процессов, а не о «тупости».
По этой методике выделяется четыре основных типа высшей нервной деятельности: сильный уравновешенный подвижный, сильный уравновешенный инертный, сильный неуравновешенный и слабый. В каждом типе существует несколько подтипов, позволяющих максимально индивидуализировать работу с каждой лошадью с учетом возможностей, достоинств и недостатков ее психики и нервной системы. Вкратце скажем о четырех типах.

Лошади с недостаточной подвижностью нервных процессов (сильный уравновешенный инертный тип) тяжело переносят быструю смену возбуждения и торможения, медленно (по сравнению с другими лошадьми) реагируют на команды, с трудом поддаются изменению и переделке навыков, которые формируются у них относительно медленно, и в начале обучения они обычно «отстают» от других лошадей. Впоследствии такие лошади обычно наверстывают отставание в обучении, становятся надежными «самовозами» и отличаются безотказностью в работе. В силу того, что такие лошади очень хорошо и надолго запоминают однажды усвоенные навыки, следует избегать ошибок в работе: переучивать будет очень сложно. Зато такого коня можно, как говорится, среди ночи разбудить, и он запросто вспомнит и проедет схему, которую уже года три как ни разу не повторял на тренировках. И всаднику ошибиться не даст. Поняв по первым элементам, какую именно из известных ему схем сейчас требуется выполнить, такой конь вполне может вежливо, но твердо игнорировать неправильные команды.
При работе с такой лошадью надо набраться терпения. И еще раз терпения, и еще раз...
Вначале следует соблюдать достаточно большие интервалы между упражнениями и избегать перегрузки подвижности нервных процессов, резкой смены противоположных по значению команд, например «галоп – остановка – галоп». Если к такой лошади ошибочно начать применять более сильные раздражители, добиться можно только одного: лошадь «встанет». Флегматик – это не сонное нечто с висящими ушами и полузакрытыми глазами. Флегматик – это честная безотказная рабочая лошадь, из тех, про которых говорят, что она любому чайнику разряд привезет, лишь бы в седле держался и не мешал.
Зато перенапряжение процесса возбуждения или подвижности нервных процессов приведет как раз к вялости, угнетенному состоянию, отсутствию реакции на команды. А проще говоря – неврозу.

При работе с лошадью с преобладающим процессом возбуждения следует учитывать, что у нее легко и быстро вырабатываются положительные условные рефлексы, а тормозные – тяжело. То есть, такой лошади будет с трудом даваться выдержка (например, остановка и неподвижная стойка в течение зачетного времени), команды, связанные с проявлением дифференцировочного торможения. Это может вызывать у лошади нервозность и повышенную двигательную активность, и если упорно требовать от нее «стоять, стоять на месте, кому сказано!» добиться можно только строго противоположного эффекта. В начале работу надо проводить при минимальном количестве отвлекающих факторов, постепенно вырабатывая тормозные навыки на проявление сильных внешних раздражителей. Однако, такие лошади меньше устают во время работы, у них, как это ни странно, почти не бывает срывов и неврозов. Часто лошадь такого типа может вызывать раздражение и нервозность всадника, казаться «наглой» и непослушной, но «наглость» или непослушание – проявление мотивации (лошадь хочет или не хочет), а тут о мотивациях речи не идет: это свойство психики.
Тем не менее, лошади этого типа достаточно легко поддаются обучению. Однако, память у нее не такая хорошая, как у флегматика, и навыки, которые долгое время не отрабатывались на тренировках, могут угасать и забываться.
Что касается лошадей с сильным уравновешенным подвижным типом ВНД, это именно те «сферические лошади», на которых и рассчитано большинство методик и рекомендаций, которые вы можете вычитать в книжках. Это «золотая середина», работа с ними представляет меньше всего сложностей. Хотя они не так работоспособны, как холерики, и у них не такая хорошая память, как у флегматиков.
Лошади со слабым типом ВНД менее всего пригодны к работе. Слабость и малоподвижность нервных процессов делает их очень чувствительными в любым раздражителями, а повышение их силы вызывает торможение условно-рефлекторной деятельности. К раздражителям различной силы их необходимо приучать постепенно, режим рабочей нагрузки наращивать осторожно, предоставлять отдых при любых проявлениях торможения. При кропотливой работе можно добиться высоких показателей, но не стабильности и безотказности.

Оценить тип высшей нервной деятельности лошади «на глазок», наблюдая за ее поведением в процессе работы или во время прогулок в леваде, нельзя. Поведенческие реакции лошадей разных типов могут быть одинаковыми, но основа их проявления будет разной. Например, холерик может «растаскивать» всадника галопом при появлении рядом с плацем трактора, и лошадь слабого типа будет делать то же самое. Но причины поведения будут совершенно разными, а значит – и методы коррекции. У холерика такое поведение вызвано преобладанием процесса возбуждения, который под действием сильного раздражителя «отключает» тормозные навыки, а у лошади слабого типа та же реакция вызвана страхом. И если лошади неуравновешенного типа требуется длительная спокойная работа, продолжительные репризы рабочей рыси с остановками и переходами – для развития тормозного процесса, а вовсе не «приучение к трактору», то лошади слабого типа требуется как раз постепенное приучение к новому раздражителю.
Гипервозбудимость и повышенная двигательная активность животного может также являться не свойством психики, а проявлением нарушения ее деятельности. Может возникнуть вопрос: как отличить возбудимую лошадь от лошади с истощенной психикой и клинической неврастенией. Тут следует обращать внимание на различные нюансы отклонений от типичного поведения, на проявление бессмысленных, извращенных реакций. Еще одним явным отличием будет то, что животное с истощенной психикой очень плохо усваивает (или не усваивает вообще) какие-либо навыки, тогда как лошадь с преобладающим процессом возбуждения обучению, тем не менее, поддается достаточно легко.
Таким образом, прежде, чем говорить про обучаемость или необучаемость лошади, про то, послушная она, или нет, нужно понять, с кем вы имеете дело. Человеку, привыкшему к флегматичным лошадям, холеричная лошадь будет казаться «истеричной дурой», а если дело обстоит наоборот, то на нее повесят ярлык «непроходимой тупицы». А на самом деле ни та, ни другая характеристика не будут иметь к реальности особого отношения, и уж точно никак не помогут работе с лошадью.

ОБСУЖДЕНИЕ

comment 0 0
0 0
Natasha0912
26 апреля 2015, 14:14:34
Помогите. У меня такая история. Лошадь 2 года. Зовут Персия. Когда она родилась ей было 3 дня от роду. И ее уже били. Потом над ней издивались как могли. Она стояла в худших условиях. Не доедала ее били. Мы купили ее летом в июне. А точнее в конце. Сначала она убегала,легалась не поддавалась не кому. Потом свыклась. Зимой пытались обучить все было нормально но потом она стала вставать на дыбы легать и вырываться. Сейчас мы одевали ей издечку но не ездили с ней. я не знаю что мне делать. Я пытаюсь с ней подружится все вроде хорошо было но дня так 2 или 3 опять начала меня легать и не доваться мне. Стоит она без лошадей с 2 коровами но всегда чистая, накормлена и ее не кто не бьет н чего но все же она очень шуганая. Это из за ее прошлой жизни. Но прошол почти год. И за это время ее и пальцем не кто не тронул. Помогите прошу потому что я уже не знаю что мне делать...