Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

Семинар для судей по конному спорту (выездка) со сдачей квал.зачета

« к странице события

Семинар Мариэт Витагес: больше КЮРов, хороших и разных!

16 ноября 2014

Многие любители конного спорта считают выездку невыносимо скучным зрелищем. Но у этой дисциплины конного спорта есть своя козырная карта – произвольная программа под музыку (КЮР), благодаря которой публика вернулась на трибуны, а соревнования – на экраны телевизоров.

Автор: equestrian.ru Медали личных первенств на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх разыгрываются в КЮРах, поэтому их значение в современной выездке трудно переоценить. Мариэт Витагес, судья международного класса и признанный эксперт в КЮРах, провела в Москве открытые тренировки и теоретический семинар, посвященный особенностям судейства КЮРов, а также дала практические рекомендации по их составлению.

Готовясь к участию в соревнованиях, и судьи, и спортсмены должны знать основные принципы судейства КЮРов, и значительная часть семинара была посвящена техническим аспектам выставления оценок за технику исполнения. Наиболее полную и актуальную информацию можно найти в правилах соревнований по выездке, остановимся на некоторых базовых вещах, которые должен знать каждый.

После звонка колокола всадник должен дать команду на включение музыки в течение 45 секунд, через 20 секунд после начала музыки он должен въехать в манеж. Время исполнения КЮРа засекается с момента движения вперед лошади после первой остановки и до финального приветствия. Всадник обязан остановиться на средней линии в начале и конце КЮРа. В технических протоколах указаны все обязательные элементы, которые спортсмен должен показать в своей программе.

Если всадник намеренно делает элемент, которого нет в протоколе (например, в КЮР юношеских езд включен пассаж), то спортсмен исключается из соревнований. В том случае, если в КЮРе Среднего приза исполняется менка в один темп (в протоколах есть менки в два и в три темпа), то в этом случае за элемент «менка ног» спортсмен получает оценку «ноль», но не штрафуется исключением. Для каждого уровня езд есть список элементов, которые не разрешено включать в программу, и нарушение этого правила наказывается. Например, в КЮРе юношеских езд допускается полупируэт на шагу. В том случае, если судьи увидят пируэт, то за все полупируэты, даже если они тоже есть в программе, будет выставлена оценка «ноль».

Для высокой оценки за пируэт и полупируэт лошадь должна до и после элемента двигаться прямолинейно. Пируэты могут быть выполнены из/в принимание, но если при этом нет выхода по прямой, то оценка будет не более четырех.

При выставлении оценок нужно иметь ввиду, что схема КЮРа должна быть симметричной, и если это не так, то это может говорить об ошибке и неподчинении лошади. Судьи предпочитают симметрию, и если ее нет, то это отражается как минимум в оценке за хореографию. Если элемент выполняется несколько раз, то за каждый элемент ставится своя оценка, из которых затем выводится среднее арифметическое. Спортсменам следует избегать схем, допускающих двойное толкование, и стремиться к понятным всем судьям схемам с четкими акцентами на сложных элементах.

Все оценки за артистизм в той или иной степени зависит от качества исполнения. Оценка за ритм, энергичность и эластичность, за гармонию и степень сложности должна соответствовать оценке за технику, то есть между ними не должно быть слишком больших расхождений. Если время КЮРа явно длиннее или короче установленного для данного вида программы, то вычитается по 0,5 процента из общей оценки за артистизм у каждого судьи. Допускается разница в 10 секунд, особенно при наличии особых обстоятельств – плохой грунт, сложные погодные условия и тому подобное.

Снятие шлема или цилиндра до окончания езды расценивается как желание спортсмена сняться с езды. Мариэт Витагес рассказала, что причиной этого нововведения был такой случай. Несколько лет назад был один очень хороший всадник, который успешно выступал и много выигрывал. Каждый раз на пассаже он брал повод в одну руку, снимал цилиндр и использовал его как хлыст, подбадривая лошадь. Женщины-спортсменки этого делать не могли, но и не могли смириться с явным преимуществом, которое получал этот спортсмен, поэтому написали жалобу, которая была удовлетворена. Качественно выполненные элементы с поводом в одной руке премируются повышенными оценками за гармонию и степень сложности. Вторая рука должна быть спокойна и расслаблена, обязательно располагаться вдоль тела. Всадник не должен подбадривать свободной рукой лошадь или публику (это может трактоваться как давление на судей). В противном случае минус 0,5 балла из оценки за гармонию.

Составляя программу КЮРа, спортсмен может и должен идти на оправданный риск для того, чтобы повысить сложность своей программы, и, следовательно получить более высокие оценки. В этом всаднику может помочь:

  • повторение элементов, особенно сложных. Если всадник делает сложный элемент ближе к концу КЮРа без возможности его повторить, то в принципе, это риск, но сложность это не увеличивает.
  • Расположить элементы в необычной последовательности – например, пируэт наружу непосредственно перед бортиком манежа.
  • Качественно выполненные и четко спланированные связки из элементов (принимание на рыси, которое переходит в принимание на пассаже)
  • Сложные переходы (пиаффе или пассаж из остановки, прибавленная рысь в пиаффе, прибавленный галоп в пиаффе, прибавленные галоп в пируэт).

Важнейшая составляющая КЮРа – это музыка. Невозможно проехать программу под одну и ту же мелодию, так как невозможно найти такую, которая бы подходила по ритму и темпу и под шаг, и под рысь, и под галоп. Составляя и обрабатывая музыку для КЮРов, предпочтительно выделять музыкальными акцентами сложные элементы программы. Эффектно смотрится увеличение громкости музыки в разумных пределах при исполнении прибавленных рыси и галопа. В начале и в конце программы надо показывать элементы, которые лошадь делает хорошо, так как начало должно заинтересовать и показать потенциал пары, а конец останется в голове судьи, когда он будет выставлять оценки за артистичность.

ОБСУЖДЕНИЕ

comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
+1
Юлия
13 марта 2015, 19:33:09
Очень хорошее summary!
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
-1
Екатерина Васильева
16 ноября 2014, 21:07:47
Если всадник намеренно делает элемент, которого нет в протоколе (например, в КЮР юношеских езд включен пассаж), то спортсмен исключается из соревнований.

Не очень понятно!
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Екатерина Штатнова
17 ноября 2014, 11:39:11
Пассаж - элемент больших езд, в юношеских ездах его нет. Если спортсмен-юноша включает в свой КЮР пассаж, он/она исключается из соревнования.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Екатерина Васильева
21 ноября 2014, 23:11:18
Большое спасибо!
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Amalia
22 ноября 2014, 22:07:38
Я запуталась! Езда уже даётся готовая по протоколу или её самому писать надо?
comment 0 1 comment 0
0 0
+1
Екатерина Штатнова
13 марта 2015, 19:33:09
В КЮРах программу езды составляет сам спортсмен из тех обязательных элементов, которые указаны в протоколе.
comment 0 0
0 0
Amalia
2 декабря 2014, 17:26:42
Спасибо! Теперь ясно)