Как объяснить лошади что такое "хорошо" и что такое "плохо"
Автор: Е. Штатнова
Большинство людей, связанных с лошадьми, слышали о золотом правиле "с лошадью надо обращаться без грубости, но твердо настаивать на своем требовании". Баланс между добрым, но твердым обращением для многих не слишком легко достижим, но при его отсутствии лошадь очень быстро приобретает вредные привычки, от которых тяжело избавиться.
Есть старое мудрое изречение, что нет плохих лошадей, есть плохие хозяева. Очень редко встречаются лошади, в обращении с которыми не надо ничего, кроме доброты. Чаще лошади борются за лидирующие позиции в тандеме "человек-лошадь", а владелец не может установить четкие границы желаемого поведения для таких лошадей. Особенно часто это происходит с пони и молодыми лошадьми, которых многие просто не воспринимают всерьез.
Никогда не следует забывать, что лошади и пони гораздо больше и сильнее человека, и эту мощь необходимо держать под контролем, чтобы не получать в дальнейшем много проблем, вплоть до серьезных травм и у человека, и у лошади. Необходимо также помнить о том, что лошадь, которая хорошо подчиняется человеку, имеет гораздо меньше проблем в жизни, чем лошадь с дурными привычками, в крайних случаях для таких животных жизнь может законичиться досрочно на мясокомбинате.
Лошади - это стадные животные, которые нуждаются в сильном лидере. В природе эту функцию выполняет вожак табуна, а на конюшне таким лидером должен стать человек. И обязанность человека установить правила поведения, которые не должны нарушаться ни при каких обстоятельствах. Вот несколько таких правил:
В конюшне: не кусаться, не грызть денник, не отбивать по стенам.
При проводке в руках: спокойно идти за ведущим, спокойно стоять при осмотре, ковке, стрижке.
Под седлом: не бить и не свечить, за исключением действительно экстраординарных случаев и критических ситуаций, спокойно проходить мимо незнакомых объектов (особенно если это происходит в 10-ый и более раз), вести себя спокойно в присутствии других лошадей.
Если вы находите, что что-то в поведении лошади неприемлемо, нужно показать это лошади в понятной для нее форме. Не нужно ждать, что новая для вас лошадь сразу же будет вести себя так, как вы от нее ждете, ей нужно время для того, чтобы понять и начать выполнять ваши требования. Тем более, что часто предыдущие владельцы вообще не обращали внимания на какие-то аспекты поведения, которые вы находите неприемлемыми. Очень часто лошадь "проверяет", что ей будет за то или иное действие. В моменты таких "проверок" необходимо четко показать лошади, что это неприемлемо, иначе потом переучивать будет значительно сложнее.
Очень многие люди отождествляют твердость с жесткостью или даже с жестокостью. Ни то, ни другое абсолютно не приемлемо в отношении с лошадью. Нужно старать достигать положительных результатов с помощью поощрения, одобрения, бывает полезно резко прикрикнуть на лошадь, когда по-доброму не получается. Есть несколько принципов работы с лошадью, которые мы попытаемся сформулировать ниже.
Быстрая реакция. Лошади, как и другие животные, проводят ассоциации между событиями, которые случаются сразу друг за другом. Бесполезно наказывать лошадь за то, что произошло 5 или 10 минут назад, она просто не поймет, за что получила наказание. Так же и поощрение должно следовать немедленно за выполнением нужной команды.
Отсутствие выбора. Старайтесь ставить лошадь в положение, когда правильное поведение есть единственно возможное. Например, при погрузке в коневозку используйте естественные ограничители (например, стену)так, чтобы единственный возможный путь был вверх по пандусу.
Постоянство требований. Как только правило установлено, никаких исключений для его выполнения или малейших отступлений от него не должно быть. Лошади трудно понять, почему легкие покусывания человека за рукав не вызывают никакой реакции, а "легкие" покусывания за голую руку вызывают бурю протеста. Если вы позволяете лошади вырывать ногу, когда вы ее раскрючковываете, не ждите, что она будет спокойно давать ее ковалю.
Самоконтроль. Ваше плохое настроение не должно сказываться на работе с лошадью. Она не виновата в том, что у вас сломалась машина по дороге на конюшню, или в других ваших жизненных неприятностях. Даже если у вас все плохо, не срывайте плохое настроение на животном.
Адекватная реакция. Всегда выбирайте адекватные методы пресечения нежелательного поведения. Не нужно прибегать к хлысту, когда достаточно резкого слова. Но всегда будьте готовы подкрепить слово действием. Лошадь часто не поддается на уговоры, и в этом случае физическое подкрепление их просто необходимо.
Выполнение этих простых, но необходимых правил, поможет лошади быстрее понять требования, которые к ней предъявляют люди, и более охотно их выполнять.
Чтобы добавлять комментарии в этом разделе вам необходимо зарегистрироваться и авторизоваться (ввести свой логин и пароль в соответствующую форму на главной странице)!
Действительно хороший, но в нашем клубе, к пример, это применять не получается. В учебной группе на каждой лошади в неделю ездит человек по 100 (ну конечно с преувеличением) и не смотря на то, что тренера у нас на них всего 2 (хотя и этого хватает, т.к. преподают они координально по разному), то невозможно выполнять абсолютно все эти требования. Я за что-то лошадь поощряю, другой её за это же наказывает. И наоборот. Ладно, если бы она была частной. А так...(((
да, прокатные лошади или учебные лошади - это наверно отдельный разговор.. им нелегко, часто их приучают просто бежать за предыдущим хвостом (прокатные) но всё равно, если пытаешься внимательнее относиться к таким лошадям, то они это чувствуют. может прокатным надо больше именно ласки и поощрения за хорошие действия, потомучто их постоянно каждый всадник и тренер эксплуатирует как сможет, и животное может просто защищаться от всего этого, вяло бегая и проявляя агрессию при седловке и т.п...
хороший текст,спасибо автору)
но вот как быть с такими лошадьми у которых очень уж горячий темперамент, которые просто не могут спокойно стоять при осмотре, а в коневоз зайти практически никогда без десяти попыток не соглашаются. как обращаться с лошадью в соответствии с её темпераментом, характером? может она просто настолько нервна от природы)))
с ними просто нужно быть на чеку чуть больше, но ни в коем случае не пытаться присмирить агрессией. Даже с такими коням твёрдая рука и ласковое слово справляются. Любое действие вызывает ещё большее противодействие. Поэтому даже здесь метод кнута и пряника работает вполне неплохо:)
По опыту работы и общения с ЧК жеребцом о котором упоминала ниже, важно давать лошади адекватную нагрузку. На лошадей, которые очень "нервные" из-за горячности и избытка энергии, это оказывает волшебный эффект. Перед самим стрессовым моментом, если есть хоть малейшая возможность, такой лошади надо дать выплеснуть энергию, и она не будет уже стравлять избыток сил на несчастном ковале.
Ну и свою роль в случае с этим ЧКо сыграли правила, о которых много говорила Е. Штатнова в статье, твердые порядки на конюшне, опыт и навыки работников, распорядок дня.
По мне в статье не хватает одной мысли, в состоянии ли лошадь в данный момент выполнить требования человека, или нет.
Имхо не нужно ждать от лошади с больной ногой, что она будет с готовностью давать и долго и хорошо держать здоровые ноги, или что такая горячая лошадь, как упомянутое ЧКо, будет адекватно себя вести, если не дать ей выпустить пар на корде перед тем, как в первый за день раз сесть в седло.
В принципе, вы частично правы, но тем не менее, лошади живется гораздо комфортнее, если требования всегда одинаковы и постоянны. И здесь даже мы не говорим о верховой езде, а именно о поведении. Вы пишете, что поощряете то, за что наказывают другие. А можете привести какой-то пример поконкретнее?
Конкретнее в принципе могу, но это может вызвать много разногласий. Один тренер мне за это ничего не говорит, другой за это ругает, книги хвалят...я уже путаться начала понемногу. Ну например: на занятии мы делаем галоп сначала в одну, потом в другую сторону. Между сменой сторон я в качестве поощрения даю лошади кусочек морковки (если она всё хорошо сделала). ОДна из тренеров отругала меня за это и сказала что в течение занятия лошадь вообще нельзя поощрять, а делать это нужно только в конце и один раз. Я сбита с толку, т.к. привыкла хвалить лошадей за хорошо сделанную работу. Оговорюсь только, что она права, если бы эта кобыла была в спортивной группе и прыгала бы в конкуре. Но здесь же...ей всего 4й год, она в учебной группе. На мой взгляд, почему бы не похвалить. Тем более другой тренер за это меня никогда не отчитывал.
А, поняла о чем идет речь. Да, в принципе, я тоже думаю, что хвалить можно и нужно. Другое дело, есть такое мнение, что давать в качестве поощрения морковь во время работы не есть гуд, тк ее как ни жуй, а во рту она все равно в том или ином виде остается, что потом мешает по работе. Я даю сахарок.
Но в статье речь немного не о том. Например, я себе не представлю варианта, когда кто-то наказывает лошадь за то, что она кусается, а кто-то другое - то же самое поощряет...
Я могу представить, да и вижу нередко, хотя в безопасной для людей и лошадей форме. Молодой ЧК жеребец очень нервничает при чистке и седловке. Не сопротивляется, не дерется, просто лошадь на нервах - крутится, плохо стоит, особенно если чистка затягивается, орет. На него за это и прикрикивают, и пытаются успокоить "хорошего мальчика", и просто крутят лошадь как удобно чистящему, не обращая внимания на нервы, работают все варианты. Так лошадь добронравная, и по-своему послушная, особенно когда скинет излишек энергии.
Хотя людей он дрессирует с такой же, если не большей эффективностью, что люди выезжают и напрыгивают его.
А на счёт коня, который крутится при чистке - я тоже привыкла, что не на всё можно реагировать. У меня кобыль не любит когда ей чистят пузо и потому если она просто угрожает, либо щёлкает зубами (но при этом не кусает и не отбивает) - то за угрозы я её не наказываю. Максимум могу крикнуть один раз и всё.
В статье, конечно, все правильно сказано, но... На практике не всё так гладко. Когда разговариваешь с конниками, все говорят "как по-написанному" и стараются держать дисциплину - наказывают сразу и прикрикнут тут же. но кони у них почему-то "слишком" горячие и нервные. А не учитывают они, что окрик для лошади иногда страшнее, чем удар. А постоянные одергивания поводом могут привести к нервозности.
к тому же каждая лошадь - это личность и индивидуальный организм. Ко всем одинаково не подойдёшь. У нас на конюшне 30 голов и я вижу на практике какие они каждая разные. Одна лошадь и без хлыста работает как часы, боится не дай бог ошибиться (хотя её ещё с жеребёнка никогда хлыстом верхом не наказывали), а другую и хлыстом наказывай не наказывай а у неё даже выражение морды не меняется.
До этого ЧК я тоже путалась в понятиях "горячая", "задерганная" и "пугливая" лошадь. Вы не сделаете флегматичную лошадь горячей наказаниями и окриками. Запуганной или задерганной сделаете, горячей - нет. Запуганную лошадь надо восстанавливать, успокаивать, с горячностью вы ничего не сделаете, разве что на сено с овощами посадите, чтобы у лошади не было сил горячиться. Горячая лошадь может быть очень смелой, она подыгрывает и таскает от чего-то нового, и то не факт, а не уноситься сломя голову и не пытается потерять сознание при виде чего-то страшного.
И воспитывать, возвращаясь к теме статьи, горячих, пугливых и задерганных лошадей нужно по-разному. Воспитывать все равно надо, но методы применять разные. Да и вообще, соглашусь с девушкой с ником "Катастрофа", к каждой лошади нужен индивидуальный подход.
Unbelievable! What an absolutely idiotic article!!! Does the person who written this know anything real about horses?! Yes they are a herd animals and yes they do need a leader. But as herd and most important prey animals, the last thing horses want is any sort of confrontation! if your horse bites, kicks, rears or as you say "behaving badly", stop for a moment and think- is he in pain, is he confused and does not understand you or simply can not do what you ask.
My everyday job is working with "bad" horses ( so their owners say),almost every single one is become like this because he was treated the way it is described in this article.
Dear people, please, before punish you horse at least try to find out why he did it. Maybe than you won't have to.
ОБСУЖДЕНИЕ
Добавить комментарий
Чтобы добавлять комментарии в этом разделе вам необходимо зарегистрироваться и авторизоваться (ввести свой логин и пароль в соответствующую форму на главной странице)!
10 января 2011, 23:00:19
10 января 2011, 23:15:53
11 января 2011, 09:15:02
11 января 2011, 09:53:46
11 января 2011, 14:00:46
хороший текст,спасибо автору)
но вот как быть с такими лошадьми у которых очень уж горячий темперамент, которые просто не могут спокойно стоять при осмотре, а в коневоз зайти практически никогда без десяти попыток не соглашаются. как обращаться с лошадью в соответствии с её темпераментом, характером? может она просто настолько нервна от природы)))
11 января 2011, 19:33:58
12 января 2011, 20:33:40
Ну и свою роль в случае с этим ЧКо сыграли правила, о которых много говорила Е. Штатнова в статье, твердые порядки на конюшне, опыт и навыки работников, распорядок дня.
По мне в статье не хватает одной мысли, в состоянии ли лошадь в данный момент выполнить требования человека, или нет.
Имхо не нужно ждать от лошади с больной ногой, что она будет с готовностью давать и долго и хорошо держать здоровые ноги, или что такая горячая лошадь, как упомянутое ЧКо, будет адекватно себя вести, если не дать ей выпустить пар на корде перед тем, как в первый за день раз сесть в седло.
11 января 2011, 21:56:59
11 января 2011, 22:18:11
11 января 2011, 22:29:39
Но в статье речь немного не о том. Например, я себе не представлю варианта, когда кто-то наказывает лошадь за то, что она кусается, а кто-то другое - то же самое поощряет...
12 января 2011, 07:34:45
Хотя людей он дрессирует с такой же, если не большей эффективностью, что люди выезжают и напрыгивают его.
12 января 2011, 14:07:28
12 января 2011, 14:10:20
13 января 2011, 23:38:41
14 января 2011, 10:28:15
15 января 2011, 00:07:14
И воспитывать, возвращаясь к теме статьи, горячих, пугливых и задерганных лошадей нужно по-разному. Воспитывать все равно надо, но методы применять разные. Да и вообще, соглашусь с девушкой с ником "Катастрофа", к каждой лошади нужен индивидуальный подход.
26 февраля 2011, 01:39:21
My everyday job is working with "bad" horses ( so their owners say),almost every single one is become like this because he was treated the way it is described in this article.
Dear people, please, before punish you horse at least try to find out why he did it. Maybe than you won't have to.
26 февраля 2011, 09:19:27
28 февраля 2011, 00:34:37
11 марта 2011, 15:34:44