Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

СТАТЬЯ

Современные проблемы конного спорта.

14 февраля 2002

История вопроса и вариант решения

Автор: Н. Чебышев

photoПо мнению многих авторитетных специалистов сегодня, как впрочем все последние 20 лет, конный спорт России, да и весь спорт, переживает тяжелые времена. Если еще несколько лет назад, наши ведущие спортсмены довольно громко заявляли, что стоит им только попасть на международные турниры, то они покажут себя во всем блеске. Но сегодня очное сравнение наших конкуристов с ведущими всадниками и на Кубке Мэра, и мастеров выездки на чемпионате Мира в Риме, и на олимпийских Играх в Сиднее, свидетельствует о другом. Трудно отрицать серьезную нехватку соревновательного опыта, но совершенно явной стала нехватка именно мастеров конного спорта. А это признак системного кризиса.

Кто виноват?

Самый тривиальный ответ - перестройка или переход от социалистического устройства общества к демократическому. Только так ли это? Советская система подготовки спортсменов, весьма успешно действовавшая в СССР, ГДР, других социалистических странах и до сих пор прекрасно работающая в Китае принципиально отличается от системы, действующей в демократических странах. И хотя мы привыкли называть спорт в капиталистических странах бизнесом, но именно в странах социалистического лагеря спорт и по организации, и по управлению являлся хозяйственной отраслью как легкая промышленность или транспорт. Точно так же, как в других отраслях были планы и приписки, финансирование и воровство, передовики производства и прогульщики, герои и неудачники, и все другие атрибуты социалистической модели общества. Никого не вводил в заблуждение профсоюзный статус большинства спортивных школ. Безусловно, это были государственные структуры.

Каждый год осенью в спортивные школы и секции набиралось огромное количество детей и подростков в группы начальной подготовки. Так как заработная плата работающих в отрасли зависела от "наполняемости", все набранные новички, как правило, числились в этих группах весь год, хотя отсев составлял не менее половины через два месяца и не менее трех четвертей за год. Тренера начальных групп вынуждены были работать с новичками независимо от их кажущейся перспективности и надо сказать, многие это делали честно, а не просто отбывая положенные часы.

Огромные деньги, тратились государством на спортивную науку, которая хоть и не смогла найти критерии отбора перспективных спортсменов, что, позволило бы сэкономить немало средств, но разработала весьма эффективные методики подготовки.

Третий важнейший компонент советской системы подготовки спортсменов - обширный и в то же время строго иерархический календарь соревнований. Желание хорошо выглядеть перед своим начальством заставляло спортшколы участвовать в районных и городских соревнованиях, города и районы в областных, области в республиканских, республики в союзных. Кроме того, была сеть ведомственных турниров, которые то же строились по принципу географической пирамиды.

Таким образом, материальная заинтересованность тренерского состава, мощное научно-методическое обеспечение и огромный календарь соревнований позволяли добиваться спортивных достижений мирового уровня. Другими словами, материальной базой непрерывного производства чемпионов в социалистических странах было только и исключительно государственное финансирование спорта.

При этом нельзя не признать тот факт, что успехи конников на международной арене были скорее случайностями, а не закономерным результатом работы отлаженной машины. Не было стабильных успехов и в некоторых других видах спорта. И что "удивительно", именно в "дорогих" по международным мерках видам СССР и социалистические страны не блистали. Ни в автогонках, ни в гольфе, ни в яхтах заметных и устойчивых успехов не было. Конечно, не может быть и речи о недостатке средств, выделяемых государством на развитие этих видов. Дело совершенно в другом. Принцип подготовки одного, единственного спортсмена силами огромного коллектива, что для успеха этих видов является необходимым условием, явно противоречила господствовавшей идеологии.

Трудно было бы ожидать, что в период перехода экономики на совершенно другие принципы деятельности, физическая культура и спорт по-прежнему будут питаться только из государственной кормушки. Экономический кризис девяностых годов, сокративший бюджет страны до неприличного размера, а также многократное сокращение внимания общества к физической культуре, выразившееся в результате, катастрофическим уменьшением объема финансирования, фактически ликвидировали спортивную отрасль как систему.

Что делать?

Можно, с некоторой натяжкой предположить, что от советских времен кое-что осталось. Еще не все тренера, имевшие опыт подготовки квалифицированных спортсменов заняты в криминальном бизнесе. Еще некоторые стадионы не приспособлены для рыночной торговли. И даже некоторые подсобные помещения отраслевых институтов не сданы в аренду коммерческим фирмам. Как это ни странно, но и соревнования проводятся практически по всей стране. Конечно, это не спортивные праздники времен "лучшего друга физкультурников", но они есть. Нет только двух вещей: денег и понимания, откуда они должны взяться. Громкие заявления политических лидеров страны говорят только о намерении дать спортивной элите на чуть-чуть больше бюджетных средств. И это притом, что президент национального Олимпийского комитета заявляет о необходимости десятикратного увеличения финансирования только олимпийской сборной. Будем надеяться, что времена, когда деньги на что-то добывались походами по московским кабинетам и сидениями в приемных проходят. Но все же, где же находятся деньги на спорт?

Что бы ответить на этот вопрос, нужно понять, зачем нужен спорт. С физической культурой все более или менее понятно. Людям она нужна, что бы не тратить деньги на врачей и аптеки, а тратить на другие, более приятные вещи. Еще что бы проводить время не в постели из-за перемены погоды, а расходуя его по своему усмотрению. Компаниям она нужна, что бы держать в штате не полуторный состав непрерывно болеющих хилых работников, а команду бодрых профессионалов и что бы быстрее и дольше росла их квалификация. Государству и обществу требуются здоровые солдаты и милиционеры. И конечно, все эти субъекты готовы тратить свои деньги для достижения своих же целей. (Может быть кроме государства, которое привычно хочет получить все на халяву). А вот зачем нужен спорт? В чем притягательность этого иногда опасного, часто дорогого, а порой жестокого вида деятельности людей?

Прежде всего, основой спорта, в отличие от физической культуры, является соревнование для определения в рамках формальных правил лучшего в какой-либо области человеческой деятельности. Наверное, именно поэтому спортсмена на соревнования тянет гораздо больше любого фаната. Естественно, по этому критерию на вопрос "насколько это нужно?", в смысле "сколько денег за это заплатить", будут отвечать сами спортсмены, в некоторых случаях (например, в технических видах спорта) компании, связанные с производством инвентаря, и иногда государства, как в случаях межгосударственных полицейских или армейских турниров.

Неотъемлемой составляющей спорта является наличие реальной, настоящей психологической борьбы между соперниками, что, безусловно, способно привлечь людей на соревнование как на зрелище, как на бескровные (впрочем, не всегда) гладиаторские бои. Пожалуй, это наиболее легко трансформируемый в деньги интерес. Здесь и зрители, и СМИ с рекламодателями, и сфера обслуживания и т.п. И, наконец, спорт - это лаборатория по выяснению возможностей человека, как биологического вида, в результате работы которой появляются рекордсмены, спортивные звезды, которые сами по себе являются брендами. И конечно, обязательно найдется кто-нибудь, готовый заплатить за это.

Получается, что перспективы развития спорта не такие уж мрачные, раз есть материальная база, есть специалисты и даже есть некоторый спрос на спорт, как на товар. Но вот что плохо, так это отсутствие сегодня структуры спорта в национальном масштабе, и вместо денежных подачек государству стоило бы заняться этим. Что у нас было раньше? Спорткомитеты сверху донизу, по всей вертикали спортбюрократии. Чем они занимались? Выполняли план спортмероприятий. Выполняли плохо, дорого и неэффективно, но при этом проводили огромное количество соревнований, связанных в единую систему отбора и квалификации. А что сейчас? Есть Олимпийский комитет, сил которого фактически хватает только на первые сборные. И есть госкомитет по физкультуре, денег которого хватает только на национальные первенства для юношей и юниоров. Есть еще областные спорткомитеты, просившие до последнего времени деньги в областных же бюрократических структурах. Откуда, при этом, должны браться члены сборной и как попадают юноши на первенства не ведает никто.

Вернемся к конному спорту. Важнейшим элементом турнирной структуры были межрегиональные соревнования. Только на республиканские соревнования в Костроме для отбора на всесоюзные старты привозили до 300 лошадей.

Этому предшествовали областные соревнования, на которых формировались сборные республик, краев и областей. А по результатам костромских турниров уже сборная РСФСР отбиралась на Чемпионат и Спартакиаду народов СССР. Николай Корольков, Елена Петушкова, Сергей Рогожин - вот только несколько имен российских спортсменов, успех которых на всесоюзных и международных стартах был бы невозможен, вне отлаженной системы региональных и межрегиональных турниров.

Отсутствие именно этой составляющей никогда не позволит создать осмысленную структуру отбора лучших спортсменов и, следовательно, понизит в разы эффективность вливаний в конный спорт на федеральном и местном уровнях. А главное, отсутствие межрегиональных турниров лишает и местные, и общенациональные соревнования немалой части зрелищности в силу отсутствия борьбы, поскольку победа в местных соревнованиях не добавляет спортсмену ровным счетом никаких перспектив, а поражение на всероссийских соревнованиях не препятствует дальнейшему растительному существованию там же.

Сегодняшний календарь соревнований по конному спорту не выглядит достаточно структурированным и, главное, пестрит огромными белыми пятнами именно в географическом смысле. И хуже всех в этом смысле как раз центральной России. Если на юге конный завод им С.М. Кирова регулярно проводит практически межрегиональный чемпионат южной России, так или иначе работают Новосибирск и Тюмень для Сибири и Урала, то на огромной части среднерусской равнины уже несколько лет не проводится никаких общих стартов. В Костроме, которая принимала Чемпионаты России с 1967 года (строго говоря, чемпионатами эти турниры стали называться только с 1994 года, хотя с самого начала это были крупнейшие в РСФСР соревнования), масштабные турниры не проводятся с 1998, когда национальный чемпионат был перенесен в Москву.Серьезным спортсменам центральных областей очень трудно найти себе достойных соперников у себя дома, и в то же время участие в московских турнирах для них слишком дорогое удовольствие.

Что удивительно, идея возобновления ежегодного турнира в Костроме, не слишком вдохновляющая высших конноспортивных функционеров, встретила самую горячую поддержку у губернатора области, у которого и без коней хватет проблем. Вот в такой ситуации летом 2002 года на ипподроме, хорошо известном спортсменам-конникам, пройдет очередной, и в любом случае уже традиционный Костромской турнир, пока только по преодолению препятствий.

Мы надеемся, что эти соревнования должны стать ключевым этапом в обновленной структуре российского спорта высших достижений.

С оргкомитетом можно связаться по эл. почте:kostroma@koni.spb.ru

Прим. ред.: наш сайт, KONI.SPB.RU, является информационным спонсором соревнований по конкуру в Костроме. Мы постараемся как можно более подробно и оперативно информировать наших читателей о ходе подготовки турнира по мере появления этой информации.

ОБСУЖДЕНИЕ