Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

СТАТЬЯ

Подготовка лошади к дальним конным пробегам

8 июня 1999

Автор: Сапармурат (Ашир) Мураиев, журнал "Ахалтек-Информ"

Сапармурат (Ашир) Мураиев - офицер МВД Туркменистана, Он участник четырех пробегов на ахалтекинских лошадях. В1987г. в составе команды из 10 человек он прошел во маршруту Ашхабад - Кушка - Ашхабад; тогда за 23 дня выло пройдено 1500 км. В 1988 .. последовал пробег Ашхабад- Москва - Ашхабад протяженностью 3840 км, длившийся 62 дня. В 1991 г. он путешествовал из Ташкента в Араван (500 км), преодолев по пути горный первал высотой 2680 м, а в 1992 г. совершил восхождение на гору Чимган

Увлечение.Ашира Муршиева пробегами можно считать наследстевенным: его двоюродный дед, Аннакурбан Акатов из села Геокча - участник легендарного пробеги Ашхабад - Москва 1935 г. В помещенной ниже статье А. Муршиев делится с нами своим богатым опытом.

Как готовиться к пробегам

Конные пробеги - одна из форм испытания лощади, и требования, предъявляемые к ним зависят от таких обстоятельств, как длительность пробега (100-мильная гонка, 1-2-3-дневные или многодневные), количество участников (групповые или одиночные пробеги), предполагаемая скорость движения.

Практика показала, что многодневные пробеги являются самым демократичным видом конного спорта, так как в этом случае достаточно умения всадника правильно обращаться с лошадью и находиться в седле длительное время.

Подготовку к пробегу следует начинать с определения маршрута движения, протяженности трассы, наличия шоссейных и других дорог, возможных мест стоянок, качества грунта, количества и качества травяного покрова, как возможного корма в пути.

Специфика конных пробегов вообще, и многодневных, в частности, такова, что требования, предъявляемые к лошади, очень своеобразны. Для этих целей следует подбирать лошадь полновозрастную, 6-ти лет и старше (возможны исключения). со спокойным, уравновешенным характером. Попадая в необычные условия, лошадь ведет себя подчас необычно. Отсутствие конюшни и привычной обстановки также приводит к тому, что лошадь нервничает, отказывается от корма, и т.д. Это хорошо видно по поведению жеребцов.

В конном пробеге Ашхабад-Москва (1988 г) участвовало несколько производителей конного завода, что создало определенные трудности, так как, видя вокруг себя таких же жеребцов, они воспринимали друг друга как соперники, вели себя беспокойно, нервно и часто "выясняли отношения" между собой. Все это отнимало много времени и сил и у людей, и у лошадей. Кроме того, эти лошади пошли в пробег не достаточно тренированные и не готовые к таким испытаниям.

Основными аллюрами в многодневном пробеге являются шаг и рысь, поэтому желательно и лошадь подобрать с широким и свободным шагом и размашистой рысью. Ежедневный тренинг должен включать в себя движения на шагу. на рыси, по разному грунту (песок, асфальт и т. д.). Кроме того, следует работать лошадь в разной обстановке, стараться ежедневно менять маршрут, включая работу в условиях города, чтобы лошадь спокойно воспринимала и шум транспорта, и посторонние запахи. На первом этапе подготовки необходимо фиксировать расстояние, пройденное за минуту, за 10 минут, за 1 час. Такую же работу следует проделать и на рыси. В дороге это даст возможность сориентироваться, сколько пройдено и когда надо дать лошади отдых. И когда ваша лошадь будет способна работать 3-4 часа до обеда и три часа после обеда и будет чувствовать себя нормально - это станет показателем ее готовности к пробегу.

Для того, чтобы определить степень подготовленности лошади. следует проводить прикидки, т. е. пройти 1 день в режиме пробега. Это позволит проверить состояние лошади после дня работы, ее способность восстанавливать силы для дальнейшего движения. Прикидки позволят определить ритм работы и отдыха лошади в пробеге. Учитывая готовность лошади, состояние дороги, на первом этапе движения можно избрать режим 3 дня работы - 1 день отдыха. Если лошадь хорошо переносит такую нагрузку, возможно перейти к более жесткому графику: 4 дня работы - 1 день отдыха.

Очень важно правильно распределить чередование аллюров в течение дня, длительность движения на шагу и на рыси. Возможные варианты: 10 минут шаг, 5 минут рысь. 10 минут рысь, 15-20 минут шаг и т. д. Принимая во внимание время года, погоду, состояние трассы, следует распределить ежедневную работу таким образом, чтобы максимально использовать благоприятные условия для рационального разделения нагрузки на лошадь.

Так, пробег Ашхабад - Москва проходил в летнее время через Каракумы, что вынуждало проходить 60-70 % дневной нормы до обеда, используя утреннюю прохладу.

Если пробег осуществляется "одвуконь" (на двух лошадях), то очень важно, чтобы партнеры (лошади) имели психологическую совместимость. Иными словами, надо, чтобы они спокойно относились друг к другу, вплоть до приема корма из одной кормушки (шутка). При таком подборе лошадей вы избежите многих осложнений в дороге. И, естественно, работа должна распределяться между ними одинаково., но с учстом индивидуальных особенностей каждого. Во время подготовки надо приучать их ходить в паре. А во всем остальном требования обычные.

Амуниция должна быть простой и надежной. Кавалерийское седло надежно в дальней дороге - удобное и безопасное для лошади. Не помешают переметные сумы, в которые можно сложить мелкие вещи (щетку, скребницу, прочий инвентарь). Желательно, чтобы каждая .лошадь имела все свое - седло и т. д. Это даст возможность в любой момент в дороге поменять коня не переседлывая, и, тем самым, избежать мелких травм и неудобств (по принципу: все свое с собой). Когда лошадь немного похудеет (а это неизбежно), понадобятся дополнительные потники: ими придется воспользоваться во избежание травм спины и холки. Ковать лошадей необходимо, но вот выбор подковы зависит от условий пробега, от трассы и т. д. В дальних пробегах неплохо зарекомендовали себя большие, так называемые кавалерийские, подковы с вкручивающимися шипами. Возможно, они несколько тяжеловаты, но не придется часто перековываться.

Упомяну об одной детали, вроде бы, незначительной - в чистом поле, вне конюшни, лошадь должна быть на привязи. Поэтому заранее надо приучать к ней лошадей. Это поможет избежать в пути травм конечностей, порезов. Так что кол, веревка и недозудок должны стать привычным атрибутом лошади в пробеге.

Режим поения и кормления вы отладите в период подготовки к пробегу, обязательно включая в рацион микроэлементы, кормовые добавки, иногда сахар, яйца, соль. Чему отдадите предпочтение овсу, ячменю, сену клеверному или разнотравью - это будет зависеть от ваших возможностей, аппетита лошади и т. д. Но вот одна маленькая деталь, которую в последние годы немного забыли - торба. Сколько корма пропадает зря. а в условиях пробега, когда каждый грамм на учете, это непозволительная роскошь. Торба - это экономо, удобно и практично.

И последнее. Любой пробег должен быть мало-мальски обеспечен. Будь это сопровождение транспортом, или закладка баз по пути следования, или, если это культурная зона, то от населенного пункта до следующего. Поэтому все детали пробега надо учесть и проработать во время подготовки. Трудности не минуют вас, так что не следует их закладывать заранее.

P.S. Любителям краткосрочных легких прогулок верхом в окрестностях ипподрома или конюшни будет очень трудно. Дальние конные пробеги - это испытания не только для лошади, но и для человека. Отсутствие элементарных условий, непогода, ежедневное преодоление себя, усталость, которая постепенно нарастает - вот неполный перечень "прелестей", которые ожидают вас в дороге.

ОБСУЖДЕНИЕ