Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

СТАТЬЯ

Из истории бегов в Санкт-Петербурге

3 января 2001

Нынешний и следующий годы урожайны на даты конноспортивной истории, о которых сегодня мало кто вспоминает. Речь идет об истории бегов в Петербурге - Петрограде - Ленинграде. А вспомнить есть что. В 2000 году исполнилось 120 лет со дня открытия самого известного из петербургских ипподромов - ипподрома на Семеновском плацу. Он просуществовал до войны, пережил ее, но был разрушен в послевоенные годы.

Автор: Степановская В.Д.

А в 2001 году исполняется 140 лет со дня рождения Императорского Петербургского общества поощрения рысистого коннозаводства, которое и было непосредственным владельцем ипподрома и много сделало для развития рысистых испытаний в нашем городе. Сегодня эти даты звучат актуально: в который раз встает вопрос о строительстве ипподрома в Петербурге, и, смотря вперед с надеждой на лучшее будущее, оглянемся назад на славное прошлое, сияющее нам со страниц старых конноспортивных журналов и архивных фотографий.

Сначала несколько фактов.

I Зарождение рысистых испытаний в России.

Конские состязания издавна были частью масленичных и святочных гуляний на Руси и, хотя носили неорганизованный характер, ярко свидетельствовали о любви народа к конскому бегу. Начало организации собственно испытаний рысаков связано с именем создателя первой отечественной рысистой породы графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского (1735 - 1807). То, как граф Орлов испытывал своих лошадей, подробно описал известный иппический историк Василий Коптев в своих "Материалах для истории русского коннозаводства". Испытания проводились зимой и летом. Зимой - на льду Москвы-реки, летом - на Донском поле, причем дорожка имела вид двух параллельных прямых по 200 саженей, с очень крутыми поворотами. Рысак пускался резво именно на этих прямых, называемых концами, и победителем считался выигравший большее число концов. Проводил Орлов и дистанционные испытания - пробеги на 18 верст (19,2 км) из села Остров до Москвы.

Нашествие Наполеона прекратило бега в Москве. Они возобновились лишь в 1834 году, когда было организовано Московское общество "Охотников конского бега". Но еще в 1825 в Лебедяни Тамбовской губернии возникло первое в России скаковое общество. В 1832 году на Лебедянском ипподроме был разыгран первый в России рысистый приз.

II Возникновение рысистых испытаний в Петербурге.

Санкт-Петербург - город с давними беговыми традициями. Когда возникли первые стихийные бега - сказать трудно. С 1845 года летние бега стали проводить на ипподроме в Царском Селе. Началом же официальных рысистых испытаний следует считать 1846 год, когда Управление Государственным коннозаводством стало ежегодно устраивать беговой круг на Неве и учреждать призы, подчинив эти соревнования особому Комитету. Отчеты о рысистых испытаниях регулярно публиковались в старейшем русском иппологическом журнале "Коннозаводство и охота".

Правда, те первые бега сильно отличались от современных. Правила соревнований еще только-только складывались; к состязаниям допускались не только рысаки, но и лошади других пород; дистанции, на которые бежали лошади, тоже были другими. Например, бежали 30 верст с перебежкой. Лошадь, например, Богатырь князя А.И. Оболенского заканчивала эту огромную дистанцию за 1 час 15 мин., а зрители спокойно ждали час с четверью. Испытания на силу проводились и другими способами. Например, при перевозке груза в 200 пудов.

Призов в это время разыгрывалось немного. Государственное коннозаводство учреждало вначале всего 4 приза по 100 рублей каждый, состоящих из серебряных вещей. К 1849 году количество призов возросло до 8 на сумму 1350 рублей. В том числе впервые был разыгран Императорский приз, состоящий из медали в 200 рублей и 300 рублей деньгами, один приз для троек и один возовой. С 1850 года существовало уже два Императорских приза: для жеребцов и для кобыл. Увеличению призов весьма значительно содействовали пожертвования кн. В.Д.Голицына, Е.Д. и Д.П. Нарышкиных, И.И.Юшкова, В.В.Жукова, Л.И. Сенявина и других.

III Императорское Петербургское общество поощрения рысистого коннозаводства

К 1859 году среди любителей рысистого спорта, коннозаводчиков и владельцев лошадей созрело решение о создании Санкт-Петербургского общества зимних бегов. Первым беговым днем общества стало 8 января 1861 года, когда было разыграно 4 приза. Первоначально средства общества заключались в одних только членских взносах и доходах от билетов на состязания. Государственное коннозаводство ассигновало в то время достаточно скромную сумму в 5000 рублей. От предшествующего Обществу Комитета оно получило в наследство беговую разборную беседку, которая и устанавливалась в беговые дни на льду Невы. Беговых дней было немного, всего 7-8 за сезон, и распределялись они лишь на два месяца - февраль и март.

Президентом общества по уставу являлся главноуправляющий государственным коннозаводством, поэтому фактически руководили обществом его вице-президенты - люди выдающиеся. Первым из них был Петр Александрович Дубовицкий - богатый человек, владелец обширных имений и конного завода, чьи статьи о рысистых испытаниях регулярно появлялись в "Журнале коннозаводства". О высоте его нравственных качеств наглядно свидетельствует лишь один из фактов: будучи врачом по образованию и профессии и не оставляя медицину ради любви к науке, он оказывал больным лишь бесплатную помощь. Делу рысистого общества он отдался с огромным увлечением и руководил им до самой смерти в 1868 году.

Первой задачей общества стала выработка устава и правил состязаний в соответствии с главной целью - поддержкой рысистого коннозаводства России. Поэтому были отменены заезды для других пород лошадей - шведок, вяток - допускавшихся ранее на бега. Скептически отнеслось общество и к троечным испытаниям, несмотря на их зрелищность и популярность. Было запрещено допускать к испытаниям меринов.

С 1862 года на ипподромах России появляется американская упряжь и экипажи. Обновляются рекорды почти на все дистанции. Рекордисты того времени Дружок, установивший новый рекорд на трехверстную дистанцию (3200) в 1856 г. - 5.12 в Царском Селе и побивший этот рекорд в Москве, и Потешный, выступают в американках. Система испытаний в то время тяготеет к дистанционным призам - они составляют около 80% практически на всех ипподромах страны. Все, что происходит в стране в целом, затрагивает и общество. Уже Дубовицкий поднимает вопрос о необходимости приглашения американских наездников с их лошадьми для широкого сравнения их с орловцами.

Вторым вице-президентом общества после смерти Дубовицкого в 1868 году стал кн. Голицын. Он имел конный завод в Лопандине, Орловской губернии, Севского района, в котором родились несколько замечательных для своего времени лошадей, среди которых Первенец, Бархат, Бесценный. Князь был человеком консервативным и подал в отставку, когда было принято решение о строительстве ипподрома и переносе туда зимних бегов.

Выдающуюся роль в развитии общества сыграл его третий вице-президент - граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков. Именно при нем Общество достигло своего расцвета. Владелец знаменитого Новотомниковского завода, граф был сторонником принципа: резвость - основное качество рысака. Именно поэтому он и стал горячим сторонником метизации.

Место для ипподрома в центре города на Семеновском плацу было выделено обществу по ходатайству его почетного члена Великого Князя Николая Николаевича. Местность эта в то время находилась в заброшенном состоянии, но с возникновением ипподрома начала оживляться.

Надо сказать, что зрелищность бегов в то время была невысока. На приз записывались 2-3 лошади, стартовали они по отдельности. Так, в день открытия Семеновского ипподрома 23 декабря 1880 года на "Шереметьевский" приз бежала всего одна лошадь - Гроза, принадлежавшая казначею общества К.Л.Вахтеру. Бега устраивались только по воскресеньям и разыгрывалось не более 3-4 призов. Однако постепенно количество беговых дней увеличивалось, призовые суммы возрастали, так же как количество владельцев и число бежавших лошадей. Несколько событий сыграли революционную роль в развитии рысистых испытаний в России в целом, не обойдя стороной и Петербург.

IV Тотализатор в России

Во второй половине 70-х годов в системе рысистых испытаний появляется новый фактор, оказавший огромное влияние на их развитие. В 1976 году на Царскосельском ипподроме впервые открывается тотализатор, а в 1881 году тотализатор появляется на Семеновском плацу.

Инициатива введения тотализатора в России принадлежит Императорскому Царскосельскому скаковому обществу и, в частности, графу А.Н. Нироду, который вывез из-за границы счетчик и демонстрировал его первоначально для лиц высшего общества, причем первый билет в тотализатор изволила купить тогдашняя супруга Наследника-Цесаревича, будущая императрица Мария Федоровна.

Благодаря введению тотализатора на ипподромах Скаковое и Рысистое общества составили свои капиталы, что благоприятно отразилось на развитии коннозаводства в стране. Так, на Санкт-Петербургском ипподроме доход от тотализатора в 1881 году составлял 12,9 тыс. рублей, а в 1889 увеличился более чем в 5 раз и достиг 68,3 тыс. рублей. Однако отношение к тотализатору в России всегда было неоднозначным.

Против него выступал, например, А.Ф.Кони в своей речи на заседании Государственного совета. Его оппонентами выступили коннозаводчики. Во многих статьях и книгах, вышедших в это время, мы находим аргументы в защиту тотализатора. (Например, в книге Р.Правохенского "Беговые испытания как основа коннозаводства России")

V Сторонники орловского рысака и метизаторы.

Говоря об истории рысистых испытаний, невозможно обойти стороной вопрос о спорах между сторонниками орловского рысака и метизаторами, которые в какой-то мере продолжаются по сей день.

Орловская рысистая порода лошадей - наша национальная гордость. Однако она создавалась не столько для ипподромов, сколько для широкого использования в качестве легкоупряжной лошади. В 90-х гг. 19 века на российских ипподромах начинают появляться американские наездники с лошадьми стандартбредной породы. Американский рысак превосходит орловского по резвости. Часть коннозаводчиков начинает скрещивать американских жеребцов с орловскими кобылами с целью повышения резвости. Результатом этого процесса, в конечном итоге, станет появление (уже в середине XX века) новой породы - русского рысака. Однако тогда же начинают разгораться споры, образуются партии.

Наиболее энергичным защитником орловского рысака выступил Великий Князь Петр Николаевич. Он писал о незаменимости орловцев для широких нужд, о том, что метизация может привести лишь к незначительному увеличению резвости. Призывал он и к тому, чтобы на ипподромах были созданы для орловцев наиболее благоприятные условия: половина призов разыгрывалась бы только для них. Во главе другой партии стоял граф Воронцов-Дашков. Он твердо верил, что "для определения внутренних качеств лошади существует только один критерий - призовой столб".

До 1904 - 1905 гг на всех ипподромах, за исключением немногих призов, метисы пользовались равными правами с орловцами, почти все призы были для них открыты. Однако сторонники орловского рысака добились 50% ограничения в призах для метисов на Московском ипподроме и частичных ограничений на Петербургском. Это, в свою очередь, вызывало протест сторонников метизации. Обе стороны обратились в 1908 году с открытыми петициями в Управление Государственного коннозаводства. Ярко проявился этот раскол и на Всероссийском съезде коннозаводчиков в 1910 году.

В целом, до революции Петербург занимает второе место после Москвы по количеству испытываемых рысаков. Правохенский в своей уже упоминавшейся книге "Беговые испытания как основа коннозаводства России" приводит любопытные данные о количестве лошадей, испытывавшихся на столичных ипподромах в 1906- 1908 гг. Так на Семеновском ипподроме в Петербурге в 1906-1907 гг. было заявлено на проездку 817 рысаков, в канцелярии общества числилось 104 наездника и 800 конюхов. В Москве в 1907-1908 гг. в канцелярию на ипподроме было заявлено 4245 голов лошадей, 612 наездников и 2149 конюхов. По данным Рысистого календаря за 1906 год в провинции в это время бежала 1721 лошадь.

Однако гораздо больший интерес для нас сегодня представляет не количественный, а качественный состав лошадей, появлявшихся в дореволюционные годы на ипподромных дорожках Петербурга. Но об этом в следующем очерке.

ОБСУЖДЕНИЕ