Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

СТАТЬЯ

Интервью с руководством ФКСР

26 ноября 1999

Интервью с президентом и генеральным секретарем ФКСР Еленой Батуриной и Александром Полозковым

Автор: Сергей Сорокин Сергей Сорокин,
корреспондент газеты "Вечерняя Москва",
бюллетень "Коневодство и конный спорт",
информационное агентство ИМА-пресс

- Елена Николаевна, что подвигло на столь неординарный шаг - стать президентом Федерации конного спорта? Как Вы рискнули, несмотря на огромную загруженность взвалить на плечи еще один груз?

- Никакой особой смелости здесь нет. Дело в характере. Просто привыкла заниматься тем, что мне нравится. Раз исторически так сложилось, что я увлеклась верховой ездой, то посчитала своим долгом применить свои знания управляющего (я окончила Московский институт управления) в конном спорте. Спортсмены и тренеры, руководство Федерации конного спорта меня в этом желании поддержали. И я возглавила федерацию.

- И с чем столкнулись?

- В конном спорте ситуация ничем не отличается от того, что происходит в нашей экономике, то же самое безденежье и разруха, как и везде. И в этом плане ничего неожиданного для меня, пожалуй, не было. К этому я была готова, да и в ситуации уже разбиралась: как-никак мы уже успели провести первый Кубок мэра, и я понимала, с какими проблемами мне придется столкнуться.

- Чего удалось добиться за год?

- Стало больше стартов, всадники получили возможность соревноваться. А все благодаря возвращению к старой, союзной, схеме проведения чемпионатов - провели региональные, зональные, полуфинальные соревнования. В финал через это "сито" пробились самые достойные. В следующем году от подобной "пирамиды" мы отказываться не собираемся. И в тоже время начнем проводить чемпионат в двух группах - "А" и "Б", где станут выступать всадники разной квалификации.

- Елена Николаевна, что планирует осуществить федерация в таком мегаполисе, как Москва?

- Важные соревнования состоятся в июне, в День независимости России, а в сентябре проведем Кубок мэра - соревнования по конкуру и выездке.

- Это будут и командные соревнования?

- А вот с этим мы решили повременить. Ограничимся, как и прежде, личным первенством, ибо 2000 год - год выборов. Думаю, что значительные финансовые ресурсы будут отвлечены на избирательную кампанию.

- Так не лучше ли, чем организовывать подобные дорогостоящие турниры у себя дома, на сэкономленные деньги обеспечить выезд ведущих всадников на турниры зарубежные, где они могут заработать рейтинговые очки?

- Во-первых, спортсмены, выступающие в выездке за рубежом, и так выезжают довольно часто. Что касается конкура, то когда мне всадники говорят, что они не могут дома прыгать высоты свыше 160 см, так как нет опыта участия в европейских соревнованиях, я им возражаю: "Нет проблем. У нас есть федерация и рекомендованные для конкура высоты, составленные лучшими специалистами. Почему бы их не прыгать в той же "Битце" - для Федерации конного спорта поставить там подобный маршрут не представляет никаких проблем". Что выйдет, кстати, гораздо дешевле, чем вывезти шесть всадников в Европу! Причем, эти маршруты мы можем ставить не раз в год, а хоть каждую неделю. Перед Кубком мэра спортсмены как раз отпрыгали подобный маршрут в "Битце", и тот, кто его весь прошел, оказался в призерах! Связь, как видите, очевидная. Таким образом, мое мнение твердое: тех всадников, которые не справляются с подобными высотами дома, нет смысла и за рубеж вывозить!

- Вы приезжали на ипподром. Обрисуйте, пожалуйста, ситуацию, сложившуюся вокруг него. Не секрет, что он, как бельмо на глазу. Хотя из него можно было бы сделать "конфетку" и превратить в весьма прибыльное предприятие.

- Вы совершенно верно подметили - как бельмо. Режет глаз. Но ипподром - федеральная собственность: город владеет лишь землей. А российское правительство, к сожалению, ведет себя, как собака на сене: сама не съем и другим не дам. Несколько раз мэрия выходила к правительству России с предложениями передать ипподром городу. Услышаны они не были. Сейчас ситуация заморожена и руководство ипподрома вынуждено выкручиваться своими силами.

- В России, кроме Москвы, есть еще ипподром в Пятигорске...

- И, кстати говоря, принадлежит он мэрии города, которая в свое время сумела добиться его передачи под свою юрисдикцию. Если руководство Пятигорска предложит провести федерации там какие-либо соревнования, мы с удовольствием откликнемся.

- По кольцевой дороге на следующей год лошади будут гарцевать?

- Обязательно. И я думаю, такой пробег будет даже не один. Проведем несколько квалификационных - на меньшее расстояние. Они и станут "пропуском" на основной. Организовав в этом году первый такой пробег, мы поняли, где ошиблись, а где попали в "точку". Тот же праздник в Тушино сделаем намного мобильнее, меньше будет пауз.

- Аристотель в одном из своих трудов приводит пример того, как сибариты научили лошадей танцевать под звуки флейты. Слышал, что нечто подобное, в виде конного оркестра решили создать и вы?

- Это пока всего лишь идея. Не идея даже, а размышление, ибо пока не вижу основы для его создания. Я видела в Париже подобный оркестр. Красиво, ничего не скажешь! Чтобы создать такой же в Москве, нужен, прежде всего, манеж для тренировок. Манеж олимпийского размера. А такого пока нет.

- Москвичи уже привыкли, что в парках на севере и северо-западе столицы рысят на лошадях конные милиционеры из 4-го полка конно-постовой службы, что расположен на Ленинградском шоссе. Федерация как-то с ним контактирует?

- Да, мы несколько раз помогли им приобрести весьма неплохих лошадей. И материальную помощь постоянно оказываем. Рассчитываем, что со временем во всех префектурах появятся такие конные разъезды.

- В Сокольниках в этом году прошла замечательная выставка, которая проводились ежегодно в прошлом веке. Конская...! Наверное, и вы к этому руку "приложили".

- Федерация помогла в организации, не более того. В целом первый блин не вышел комом: выставка была зрелищной, поучительной, полезной для всех, кто так или иначе связан с конным спортом. Но есть и недостатки. На ней совсем не были представлены конные заводы, весьма скромно были представлены породы лошадей. Не удалось толком провести настоящий аукцион. Слабенький получился: выставлялись только лошади частников. Надеюсь, на следующий год организаторы учтут эти ошибки.

Для того чтобы получить полную картину ситуации в конном спорте, журналист "Вечерки" встретился и с генеральным секретарем Федерации конного спорта России Александром Полозковым.

- Александр Иванович, согласны ли Вы, что идея провести конный пробег по МКАДу, по асфальту, была не самой лучшей: многие лошади травмировались, а одна даже, по моим данным, пала?

- Абсолютно не согласен. Трасса была подготовлена квалифицированно, ее принимал англичанин - технический делегат Международной федерации конного спорта. Другое дело, что сами всадники имеют минимальный опыт выступления в таких дистанционных пробегах и не смогли правильно рассчитать силы лошади по дистанции.

- А вообще, лошадь и асфальт - понятия совместимые?

- Существуют даже методические рекомендации по подготовке лошадей к дистанционным пробегам, в том числе для движения по асфальту. Вообще же многие международные соревнования по пробегам проводятся на трассах с каменистыми участками, которые на порядок жестче асфальта.

- Какое, если не секрет, сейчас в России поголовье лошадей? В Германии, я слышал, на 90 миллионов населения приходится сорок миллионов голов.

- Думаю с немцами нас сравнивать не совсем корректно. Разные "весовые" категории. Вдобавок ФРГ - законодатель мод в конкуре. Даже в расцвет "застоя", в середине 70-х годов, мы имели порядка 5 миллионов голов. И этого при той хозяйственной системе и тех запросах населения вполне хватало. Сейчас не сильно ошибусь, если скажу, что у нас около 2 миллионов лошадей. Но потребность в них, как и популярность конного спорта, стремительно растет. Не только среди бизнесменов, банкиров, политиков, в среде которых стремительно набирает силу мода иметь своих лошадей, но и среди обыкновенных граждан. Ведь общение с лошадьми делает нас человечными, они забирают часть отрицательных эмоций и дают только положительные. К ним тянутся и дети, и взрослые.

- К тому же многое говорит о том, что следующим президентским видом спорта будет конный, а теннис отойдет на второй план.

- Тогда при соответствующей государственной политике поголовье лошадей в России за короткие сроки вполне может вырасти в несколько раз. Ведь посмотрите, что произошло. Благодаря тому, что федерацию возглавила Елена Николаевна, стало возможным проводить соревнования самого высокого уровня. Более того, приглашать спортсменов, стоящих в первой десятке мирового рейтинга! Конечно, еще далеко до создания полноценной команды, способной конкурировать с немцами, голландцами, до той сборной, что была у нас в начале восьмидесятых годов (на Олимпиаде в Сиднее Россия в выездке будет представлена лишь одной Еленой Сидневой).

- С элитными породами, думаю, дело обстоит не так оптимистично?

- Вы знаете, сейчас наметился любопытный процесс. Если раньше наши спортсмены, не говоря уже о коннозаводчиках, в основном продавали лошадей в Германию, Голландию и другие страны, то сейчас рынок там перенасыщен - своих хватает, не знают куда девать. Наши же всадники после двух проведенных Кубков мэра наконец-то уяснили, что на лошадях среднего уровня очень хорошо не прыгнешь, высоких результатов не достигнешь. И начали приобретать хороших спортивных лошадей.

- Хочу задать вопрос о конноспортивной базе "Битца", где занимаюсь верховой ездой. Похоже, там впервые за двадцать лет наметились кардинальные сдвиги?

- Да, сменился директорат. Стало больше порядка. И потом у федерации в отношении "Битцы" есть весьма определенные планы - международные соревнования там, надеюсь, пропишутся надолго. Этот уникальный комплекс будем постепенно помогать приводить в порядок, а то с 1980-го года не было ни одного капремонта, бросаются в глаза обшарпанные стены. Кстати, одной "Битцей" наше сотрудничество с клубами не ограничивается. Ведь есть еще и ЦСКА, и "Планерная". А сколько разных конюшен появилось - растут как грибы после дождя! Мы этот процесс только приветствуем и чем можем помогаем.

ОБСУЖДЕНИЕ