Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

СТАТЬЯ

Кредо Карпинских

22 июня 2001

Интервью с Ольгой Карпинской, старшим тренером по конному спорту команды ЦСКА.

Автор: Е.Михеева, журнал Кони Петербурга

ЦСКА. Это лучшие всадники страны на протяжении многих лет: С. Филатов, И. Калита, В. Приходько, М. Копейкин, В. Тишков - в выездке, Э. Шабайло, А. Фаворский, Б. Лилов, Ю. Скоблилов, В. Белецкий, Матвеев, Дробышев, Тимченко - в конкуре, Л. Баклышкин, Б. Коньков, С. Глушков, А. Алеутдинов, Ланюгин, Деев, Прахов, Макаров, В. Тишкин - весь костяк сборной страны. Сегодня старший тренер по конному спорту этого клуба - Ольга Александровна Карпинская.

Для детей известных конников образ лошади не овеян ореолом романтики, а скорее напоминает о жизни, полной тревог и тяжелой работы.

С раннего детства Ольге Карпинской была знакома работа по конюшне - чистка, уборка, но в седло она садилась только покататься, - на ипподроме ее окружали рысаки, а жизнь была наполнена музыкой, художественной гимнастикой, лыжами. Мама, Антонина Ивановна, о которой и сейчас с большой теплотой отзываются ее ученики - ленинградцы, не хотела для дочери конноспортивной карьеры, родители вообще считали, что характер у Ольги для этого неподходящий - слишком мягкий. Тем не менее, ей удалось уговорить и Антонину Ивановну, которая привела 13-летнюю дочь в учебную смену ленинградской школы Олимпийского резерва, и ... бросила - "выплывешь - не выплывешь". Было это весной, в конце учебного года, и Ольге пришлось наверстывать группу, которая ушла далеко вперед... Она и сейчас благодарна своему первому тренеру Ларисе Ивановне Цыгановой, тоже не делавшей никаких поблажек дочке Карпинских. - Кого-то такой подход может оттолкнуть, а меня именно трудности заставляли проявить свое упрямство - то качество, которое выручало не раз. На 5-м занятии я уже поехала галопом. Был такой конь - Факел, с него все почему-то падали, он часто мне доставался.

Лариса Ивановна, видя мое рвение, взяла меня на летнюю базу, где с утра до вечера каждый день мы были с лошадьми, ездили верхом, и за лето я наверстала упущенное. Вторым моим тренером была Тамара Евгеньевна Костина, потом - в юношах - Лариса Павловна Буланова. Каждый тренер дал мне что-то свое, и, пользуясь случаем, я хочу их поблагодарить. И, наконец, я попала к Ивану Михайловичу Кизимову. Это произошло случайно, надо было везти сборную в Прибалтику на соревнования, а все его ученицы сдавали экзамены в институты. Не было всадника у коня Вокзала, и меня посадили на него. Это был очень важный момент в жизни. Выступила я достаточно удачно. Показала ровную, хотя неяркую езду.

У Ивана Михайловича я занималась с 1987 по 1996 год и своим становлением как спортсменки обязана ему, хотя тогда не очень это понимала. Я считаю, что мы слишком рано попадали к такому тренеру, как Иван Михайлович, и поэтому не могли по достоинству оценить его школу. Он не любил долго объяснять, подсаживался на лошадь, делал то, что надо, а мы шлифовали элемент. Он всегда говорил: "Нужны километры". Каждый должен наездить свои километры. И сейчас во время работы в моей памяти то и дело всплывают его фразы. Опытному спортсмену тренер такого класса, как Иван Михайлович, может дать очень много, и сейчас я думаю о том, как бы привлечь его к нам в ЦСКА. Жаль, что знания и опыт двукратного олимпийского чемпиона востребованы гораздо больше за границей, чем у нас.

Мои первые крупные победы связаны с темно-гнедым тракеном Подарком. На нем я выполнила норматив мастера спорта и была бронзовым призером на Кубке СССР в Среднем призе 2 в 1988 г., в 1989 г. выиграла Кубок Прибалтики, была бронзовым призером чемпионата СССР среди юниоров и попала в сборную СССР по юношам и юниорам.

А потом на чемпионате Петербурга меня увидел Александр Иванович Тихонов и вскоре прислал приглашение выступать один сезон за его клуб в Москве вместе с лошадьми - Дивным и Эскортом. А когда этот сезон кончился, я поняла, что если мне и придется вернуться в Петербург, то конным спортом я здесь заниматься не буду никогда: настолько существенна разница между Москвой и Петербургом. Здесь есть очень талантливые всадники, но у них нет возможности выезжать на соревнования, а без этого расти невозможно.

Во что бы то ни стало я решила остаться в Москве, причем желательно в государственной структуре. Пришла в ЦСКА и предложила свои услуги. В то время клуб переживал не лучшие времена. Ведущие всадники - мужчины - ушли оттуда, им надо кормить семью. Вакансия для меня нашлась, - это была еще одна большая удача в моей жизни. Хотя нашлась вакансия, но не лошадь. Первым конем в ЦСКА у меня был 7-летний Трюк, выбракованный из конкура. Мне говорили: "Ты меняешь подготовленных лошадей на неизвестно что, тем самым вылетаешь из "обоймы", теряешь наработанные очки", но ... победило упрямство. Мы работали практически без зарплаты, на голом энтузиазме, и, в конце концов, были вознаграждены.

В 1998 году в ЦСКА пришел М.Г. Мамиашвили - олимпийский чемпион по борьбе. Он добился нормального финансирования. Это человек, который с большим уважением относится к конному спорту. Видя людей, работающих без зарплаты, отдающих спорту все время и силы, он сделал ставку на нас. Когда он предложил мне стать старшим тренером, я отказывалась, - я вообще не представляла себя тренером, - но попробовала и смогла.

Сколько лошадей у Вас сейчас в работе?

Время в манеже ЦСКА строго расписано на целый день. С 8 до 12 ч. я отрабатываю 4 лошадей. Коноводы чистят, готовят их, разминают на корде и отшагивают. Очень хорошо, что нет перерыва между лошадьми, - не успеваешь расслабляться. В Петербурге я смогла бы отработать максимум двух, трех уже тяжело. Кроме того, с 5 часов тренирую мою группу юношей и юниоров - 6 человек.

Конкур и троеборье тоже подчиняются Вам?

Троеборье закрыли давно. Конкур - да. Тренирует команду Геннадий Дмитриевич Дробышев, Начальник команды - Эдуард Тикот, очень талантливый, порядочный, и я ему полностью доверяю, т.к. в конкуре сама мало что понимаю. Мое руководство заключается в том, что я не даю спортсменам воевать. Я и в своей команде пресекаю всякие разговоры о конкуренции, предлагаю всю конкуренцию вынести на поле боя.

Трудно руководить таким большим коллективом?

Помните "Москва слезам не верит?" Если сумеешь организовать троих, дальше размер коллектива уже не имеет значения. Я человек мягкий, пока дело не касается принципиальных вопросов. Всегда даю человеку шанс исправить свою ошибку, на первый раз прощаю, но... как правило, бывает и второй. И он уже последний.

Вечная проблема наших спортсменов - продажа хороших лошадей за границу...

От этого мы избавлены. Мы же военная организация, - я имею воинское звание .... Мы можем только передавать лошадей в кавполк. Мы их даже не списываем, она старятся и живут у нас как пенсионеры. Они работают, как учебные, кстати, индивидуальные занятия ведет мама - Антонина Ивановна Карпинская.

Своих лошадей я передаю только своим же ученикам, они не уходят от меня. Я вообще считаю, что нельзя передавать лошадей, это своего рода предательство. Даже если вдруг появится возможность получить лошадь суперкласса, надо брать ее плюс к своим, но не заменять их.

"Нет плохих лошадей, есть плохие всадники"?

Совершенно верно. У каждой из них свои достоинства. Вот у Трюка нет прибавленной рыси, зато великолепный галоп, а главное, ему так нравится выступать, он перед выступлением надувается от гордости и с таким воодушевлением работает, что оценки судей ползут вверх благодаря общему впечатлению.

Так же и люди - один берет больше трудолюбием, другой - талантом. Талант есть у каждого, и у каждого - свой. У меня есть конь Оливер. Он легкий, очень возбудимый, настоящий холерик. Ему легко даются новые элементы, но нет стабильности в работе, надежности, на нем я пока не выступаю на ответственных соревнованиях. Иногда бьюсь с ним, бьюсь - ничего не получается. А в команде у меня есть девочка, которая садится на него после меня, и он все делает. Она умеет расслаблять лошадь. А вот Ольборг выездился незаметно. Я работала его как бы играючи. Предложу что-нибудь - смотрю на реакцию. Понял - хорошо, не понял - отстану. Потом опять предложу.

А как Вы выбираете лошадей? Что важнее для выездковой лошади - движения или какие-то качества характера?

Глазами я выбирать не умею. Мне надо 10 минут посидеть на лошади, чтобы ее оценить. А важнее конечно характер, готовность идти на контакт с человеком. Например, Ольборга мы с тренером О.Н.Щербой заметили, когда его вместе с другими жеребятами солдаты выводили в леваду. Всех выпускали, а его привязывали. Потому что потом было не поймать. Как только я села на него 2-летнего, сразу поняла, что это очень талантливая лошадь. Хотя смотреть на такого недокормыша было страшно. Когда он ставил в стороны уши, то "в ушах" он был шире, чем в груди. И огромное сенное брюхо... Мало кто понимал, почему я с ним вожусь. У него очень хорошая для выездки нервная система: нервы - канаты, но при этом он не тупой. Ни в одном другом виде спорта от лошади не требуется такого эмоционального напряжения, как в выездке.

А импульс?

Импульс - это стремление лошади двигаться вперед. Это очень зависит от рук всадника... Если лошадь доверяет человеку, то у нее всегда будет стремление двигаться. Хотя бывают и флегматичные, ленивые животные.

Выездка - жесткий вид спорта? Ведь сколько лошадей со "сломанной" психикой, с эмфиземой легких ...

В этом виновата не выездка, а подход к ней. В советские времена работала система, была школа, но много было и перегибов. Ведущие спортсмены имели возможность покупать много хороших лошадей. От них требовали быстрых результатов. Это был конвейер. Если из 3-х одна лошадь такой тренинг выдержит - уже хорошо. Все знаменитые выездковые лошади отличались колоссальным здоровьем.

А мы теперь каждую лошадь лелеем. Слава Богу, у нас не одной эмфиземной нет. План спортивной тренировки я составляю минимальный, ведь с лошадьми всегда возможны неожиданности. И начальство это понимает. Они же видят, что мы и сами хотим выигрывать Олимпиады, и все для этого делаем. И эмфизема - от частой задержки дыхания, стрессов, когда от лошади требуют слишком много, она не понимает, чего от нее хотят.

Форсирование подготовки бывает и от нехватки времени, и потом работа с молодой лошадью - очень неинтересная, год - езда по стенкам по прямой, потом - лошадь учат брать повод и т.д. Но она необходима. Не зря считается, что шаг - король аллюров. Только на шагу вырабатывается настоящая ритмичность, раскованность. Если умеешь сделать собранный шаг, то пиаффе - уже не проблема.

Значит, западный подход - более правильный?

Мне кажется, что у них слишком затягивается подготовительный период. Хороша золотая середина между нашим и их подходом.

Я стараюсь свести насилие к минимуму. Вообще желание подавить, подчинить, причинить боль - это всегда реализация каких-то комплексов. Важно не унижать лошадь. Если ты ее уважаешь, она тебя не подведет. Никогда не пользуюсь шпрунтами, только, может быть, мундштук раньше других надеваю. Мне не хочется "ломать" лошадь, да и сил на это нет. Если лошадь сопротивляется, причин может быть только две: либо она не понимает требований всадника, либо у нее что-то болит. Своих "юношей" я всегда учу разбираться в причинах неудач. Лошадь не будет сопротивляться просто так, из вредности. У нее есть потребность и двигаться и, главное, - общаться. Она большую часть дня стоит в деннике и рада, когда к ней приходят даже просто поговорить.

Лошадям тоже, бывает, надоедает рутинная работа, бывает просто неинтересно. Белвест выступал много в Малом призе, и ему стало неинтересно, а когда стали осваивать новые элементы, оживился, обрадовался. Мы стараемся сохранить у лошади желание работать. Для всадника очень важно умение думать. Мне очень много дал институт Лесгафта в этом плане - именно научил думать.

А какая у Вас там была специализация?

Очень необычная - шейпинг и нетрадиционные виды гимнастики.

Занятие такими видами спорта и музыкой помогают Вам в выездке, в составлении програм КЮРа?

Безусловно. Кюр - вообще "мой конек". Сейчас выездка приближается по красоте и зрелищности к фигурному катанию. Помимо одиночных выступлений в Кюре, есть и Па-де-де, на праздниках мы демонстрируем езду сменой, это называется котильон. Есть костюмированные выступления. На кубке "Альфарес" Нина Александровна Менькова выехала в костюме рокера-металлиста - с банданой на голове, в кожаной куртке, грива у лошади заплетена железными заклепками - это было так здорово! Кстати, с прошлого года Н. А. Менькова держит у нас свою лошадь и выступает за нашу команду.

А почему она не участвовала в Олимпийских играх?

Не захотела.

Особая, очень интересная работа - подбор музыки к Кюру. Надо, чтоб переходы от мелодий, соответствующих разным аллюрам, были плавными. А мода в выездке имеет место?

Да, конечно. Сейчас на Западе пошла мода на музыку в стиле караоке, которая идет фоном к выступлению. Мне не очень это нравится. Есть тенденция выступать на "облегченных" лошадях. Поэтому и ценятся наши лошади. Хотя, чем легче лошадь, тем тяжелее выездка.

Все, кого спрашивают о тенденциях в выездке, говорят о том, что в современной школе ценятся естественность, гармоничность движений, в отличие от старой. Но старые мастера пишут, что цель выездки - сделать лошадь более развитой физически и психически, более надежной и долговечной, ведь от этих качеств зависела в конечном итоге боеспособность кавалерии. А сложные элементы являлись не самоцелью, а способом продемонстрировать выезженность лошади. Складывается впечатление, что у сегодняшней, "естественной" выездки таких целей нет?

Я уже говорила, что виновата не сама выездка, а неправильный подход к ней. Что касается остального, есть такое мнение, что и мода на "тяжелых" лошадей, и отмена сложных элементов пошли просто от упрощения выездки.

Традиционный вопрос: почему выездкой занимаются в основном женщины?

Это тенденция не только выездки. В конкуре в юношеской группе у нас тоже преобладают девушки.

Тренируя детей, юношей, я постоянно учусь сама. Иногда говорят: "Зачем ты с ними столько возишься?" А они мне дают не меньше, чем я им. Например, мое слабое место - полупируэт на шагу. То есть он есть, но от классики очень далеко. И смотрю, у моих учеников - то же самое. Видишь свои ошибки, как в зеркале.

Над посадкой тоже надо работать постоянно. Очень важно, как посадили в седло в самом начале. И если не работать над посадкой на любом уровне, твои недостатки будут вылезать постоянно. Сейчас, например, центр тяжести у меня почему-то стал смещаться вправо, езжу с одним стременем - с левым.

У нас очень хороший коллектив. Именно здесь я поняла, что общее дело дает ни с чем не сравнимое чувство, - когда можно поплакаться на плече не любимого - это совсем другое, - а коллеги.

Порода лошади имеет значение? Я выступала всегда на тракенах. Мой молодой Ольборг несет половину ганноверской крови немецкого разведения, половину наших тракененских линий. Русская верховая, украинская порода хороши для выездки. Но главное - индивидуальность лошади.

А есть шанс у наших конников выйти на международный уровень?

Конечно. На международном уровне в выездке около 30 % русских лошадей. На Олимпиаде в Сиднее Расти, купленный у нас под другой кличкой, занял 3-е место.

У нас есть очень сильные всадники. Елена Сиднева в 1999 г. занимала 15-е место в мировом рейтинге. В Сиднее, я считаю, ей просто не повезло. Был очень сильный ветер. По правилам летом все соревнования должны проходить под открытым небом. Даже когда Первенство России среди юношей проходило во время бури в Москве, соревнования только на один день перенесли в манеж, в качестве исключения. Выступали под проливным ливнем. Однажды я еду езду, а в это время рядом с манежем решили вырыть канавки для стока воды. Белвест удивился, но ничего не сорвал.

Это Ваш основной конь?

Да. Он удивительно отдатлив и надежен, но обижается, когда на него садится другой всадник вместо меня.

А вообще смена всадников у одной лошади - это плохо?

Если она выезжена, то любой может на ней ехать. Вообще выступать могут очень многие, вот выездить лошадь - совсем другое дело.

Расскажите, пожалуйста, о результатах выступлений Ваших и Вашей команды.

Ученики два года подряд - 1999 и 2000 - выигрывали командное первенство среди юношей, Юлия Бурилова выиграла в сентябре Кубок Левиной среди юношей. Взрослая команда выиграла чемпионат России в командном зачете.

Осенью на финале Кубка Московской федерации я стала второй по сумме баллов Малого и Среднего призов. На Кубке России также удалось оказаться в числе призеров. В Нижнем Новгороде выиграла КЮР на командном чемпионате России. На этапе Кубка Мира была в призах все три дня. Сейчас я третья в российском рейтинге по малым ездам.

ОБСУЖДЕНИЕ