Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

СТАТЬЯ

"Ради красного словца..."

28 апреля 2004

Открытое письмо в редакцию журнала "Класс-Элита" о рассказе Ольги Жарковской «История с лошадью», №2 за 2004г.

Журнал «Class-Elite» - Элитный журнал о развитии человеческой цивилизации, данной через призму взаимоотношений человека и лошади. Журнал отличается от изданий схожей тематики высоким качеством материалов, дизайна и полиграфии, он не перегружен профессиональной информацией, интересен и людям, имеющим опосредованное отношение к лошадям.
(Из каталога выставки «Коневодство и конный спорт». СПб. 2004г.)

В 1972-97 годах в спектаклях Мариинского (в 70-80-х гг.- им. Кирова) театра участвовала только конюшня Ленинградского зоопарка. До 1984 года руководил ею Яков Израилевич Найшулер, уважаемый всеми ленинградскими конниками «дядя Яша». В 30-е годы он пришёл в конноспортивную секцию ОСОАВИАХИМа, в кавалерии дошёл до Берлина, в 50-е возрождал конный спорт в Ленинграде, был первым начальником нынешней СДЮШОР, а в 1972 г. возглавил созданную конюшню зоопарка, ставил конные сцены в десятках кинокартин и на городских праздниках.

Якова Израилевича, умершего 20 лет назад, помнят и чтят ленинградские конники, работники киностудий, да, наверное, и все, знавшие его. Несколько петербургских конюшен возглавляют сейчас ученики дядя Яши.

И вот конники, помнящие абсолютно непьющего и не терпевшего пьянства Якова Израилевича, всегда самолично выводившего лошадей на сцену Кировского театра (на фото: Я.И. у Кировского театра 9 мая 1975г. с ч\в Бакалеей), открыв свежий номер глянцевого журнала, с удивлением читают откровения, якобы поведанные автору «приятелем Николаем»:

«Добравшись до дешевого закулисного буфета, дабы полнее ощутить дух Руси XVI столетия, конюх для храбрости (ведь царя же вывозить на сцену! - неважно, что он самозванец) решил выпить стопочку. Да что она, одна-то стопочка! Повторить...»

И далее: «Что же касается конюха, то он, вконец осоловевший от жары и яркого света, казалось, не обращал на этот процесс никакого внимания. ... Тихо ругаясь, он попытался вернуть коня в исходное положение, однако алкогольное амбре, извер¬гаемое им прямо в лошадиную морду, было коню столь противно, что, отпрянув назад, к авансцене, в отместку он больно куснул конюха за руку.

Недолго размышляя, обиженный конюх махнул рукой и, матерясь и спотыкаясь, удалился в артистический буфет залечивать боевую рану».

Кинематографисты, выдумав что-либо, хотя бы пишут в титрах, что совпадения с подлинными событиями и людьми случайны. Мимоходом оскорбили публично память заслуженного человека, так извинитесь, столь же публично. Отсутствие в тексте фамилии ничего не меняет, т.к. лошадей на сцену Кировского театра выводил в те годы только один человек.

Присутствие подобных нелепых баек в Интернете и бульварных газетках не удивляет, но появление их в элитном конном журнале – полная неожиданность. Не в результате ли подобных «рассказок» у наших сограждан, «имеющих опосредованное отношение к лошадям», при слове «конник» (которого они путают с конюхом) возникает образ полупьяного существа в драном ватнике, ищущего на опохмелку. Популярности журналу, да и конному спорту, это, надо полагать, не добавляет.

Подвёл «приятель Николай», не было такого, и быть не могло. Или, может быть, в Ленинграде трезвого «конюха» было не найти?

Я уж не говорю о том, что лошади, списанные по возрасту из спорта, постоянно участвовавшие в съёмках и праздниках, не позволяли себе на сцене ничего подобного описанному в рассказе.

Лошадей конюшни зоопарка, созданной специально для обеспечения катаний, праздников и других массовых городских мероприятий, а также киносъёмок, можно видеть не только почти во всех фильмах «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», но также и в сотнях других кинокартин, телепередач, клипов.

Байкал, орловский рысак, фотографиями которого иллюстрирован рассказ, участвует в спектаклях с 1986 г. За это время случалось разное, в том числе и в театре (читайте «Кони Петербурга» № 1-02г.). До 1997 г. он также принадлежал зоопарку, сейчас – частному владельцу, с удивлением увидевшему эти фотографии в журнале.

Хотелось бы надеяться, что журнал в будущем будет воздерживаться от публикации «на полном серьёзе» баек, рассказываемых за стопочкой в «дешевом закулисном бу¬фете».

Об участии лошадей в спектаклях пресса писала не раз, о Якове Израилевиче и коне Бюджете, их участии в балете «Дон Кихот» режиссер Виноградов снял телефильм «Старик и конь».

Пресса писала:

Об участии лошадей Лензоопарка в спектаклях: 1.

  • «Телевидение и радио». 05.02.1978 г. (о телефильме «Старик и конь»). 2.
  • Ежегодник «Riding». 1980 г. Великобритания. 3.
  • «Ленинские искры». 05.12.1981 г. 4.
  • «Смена». 01.07.1987 г.

О Якове Израилевиче Найшулере, возглавляемой им конюшне: 1.

  • «Ленинградская правда».04.08.1979 г. 2.
  • «Ленинградский Рабочий». 17.11.1979 г. 3.
  • «Гатчинская правда». 27.04.1985 г. 4.
  • «Кадр». №6 1992г. 5.
  • «Серебряная шпора». №3. 01.1997 г. 6.
  • «Кони Петербурга». № 3 1999 г. 7.
  • Е.Е. Денисенко. «От зверинцев к зоопарку». «Искусство СПб». 2003 г.

О коне Байкале: 1.

  • «Санкт-Петербургские ведомости».20.09.1994 г. 2.
  • «Санкт-Петербургские ведомости».13.09.1996 г. 3.
  • «Петровский курьер». 23.11.1999 г. 4.
  • «Кони Петербурга». № 1 2002 г.

Воробьёв Михаил Вадимович,
ученик и соратник Я.И. Найшулера,
постановщик конных сцен на кинокартинах и праздниках
(стаж работы – с 1972 г.).

Денисенко Елена Евгеньевна,
научный сотрудник Лензоопарка,
(стаж работы – более 30 лет)
автор книги «От зверинцев к зоопарку (история ленинградского зоопарка)».

Волкова Марина Вадимовна,
владелец коня Байкала,
стаж работы с лошадьми – с 1981г.,
участие с Байкалом в спектаклях – с 1986г.

ОБСУЖДЕНИЕ